Версия // Культура // Арт-объекты художников, посвященные творчеству Босха, выставлены до 01.09.2016 в художественном центре Artplay

Арт-объекты художников, посвященные творчеству Босха, выставлены до 01.09.2016 в художественном центре Artplay

4463

И корабль плывет?

Инсталляция -Дизайн костюмов. О тех, кто молчит на бррту корабля. 2016
В разделе

Напомним, что 2016 год объявлен в Европе годом Иеронима Босха, так как в этом году исполняется 500 лет со дня смерти художника. В рамках мультимедийной выставки «БОСХ. Ожившие видения» молодые российские художники из творческого объединения «AWG» органично соединили моду и искусство, превратив площадку в поп-up галерею и паблик арт.

Павел Левчук, Даша Ястребова, Слава Филимонов, Алеша Мордаша, Александра Лерой, Венера Казарова, Иван Пичугин, Джемма Саттар представили свое видение творчества великого голландца в самых разных стилях и техниках: от интерактивных инсталляций до дизайна костюмов. Симбиоз различных медиа в проекте «О тех, кто молчит на борту корабля» помогает целостно раскрыть тему творческого побега как рефлексии нестабильности и агрессии окружающего мира. Проект, представленный ими, является дипломным проектом отделения «Кураторство проектов актуального искусства» школы современного искусства ММОМА. Его кураторами выступили Георгий Шоргин и Антон Изюмцев.

У Босха много загадочных картин, не имеющих однозначного объяснения. Как пишут в аннотации к выставке ее организаторы: «О тех, кто молчит на борту корабля» - это коллективное высказывание молодых художников, вдохновленных одной из самых знаменитых картин Босха «Корабль дураков». Картина, язвительно повествует о моральной распущенности, духовном и нравственном падении человека. Ее смысл невольно проецируется на наше время гиперкоммуникации и поверхностного потребления информации, когда как никогда актуальна проблема псевдоинтеллектуализма или лжемудрости – проблема, неоднократно поднимавшаяся на полотнах Босха».

Молодые российские художники – не первые, кто пытается тем или иным образом интерпретировать творчество Босха. Любопытно, что при жизни Босха знали не только в его родном городе, но и за его пределами. Известный голландский гуманист, поэт и художник по имени Доминик Лампслоний (1532-1599) так отзывался о творчестве своего великого земляка:

«Что означает, Иероним Босх, этот твой вид, выражающий ужас, и эта бледность уст? Уж не видишь ли ты летающих призраков подземного царства? Я думаю, тебе были открыты и бездна алчного Плутона и жилища Ада, если ты мог так хорошо написать твоей рукой то, что сокрыто в самых недрах преисподней». Словно подтверждая эти соображения, монах, служивший библиотекарем монастыря Эскориал Фрей Иосиф Сигуэнца (1605), нашел следующее различие в работах Босха и картинами других художников: «На мой взгляд, различие заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время, как один лишь Босх имел достаточно мужества изобразить человека изнутри».

По теме

Из ближайших современников Босха его творческие поиски продолжил выдающийся нидерландский художник Питер Брейгель старший (ок. 1525-1569 гг.). В последующие столетия имя Босха постепенно забывается. Новый этап в серьезном изучении его творчества начинается лишь на рубеже 19-20 веков. К этому времени многие знания о значении его неординарной и столь символичной живописи уже были утрачены. Для разгадки образов Босха обращались к теории бессознательного Фрейда, архетипам Юнга, духовидческим опытам Сведенборга.

Андре Бретон – французский писатель, поэт и основоположник сюрреализма, связывал живопись Босха с теорией автоматизма, согласно которой все образы возникают из состояния транса или свободной (автоматической) ассоциации. В первом манифесте сюрреалистов, изданном в 1924 году, Бретон пишет:

«Живописец запечатлевает любой образ, возникший в его сознании». Сюрреалисты, утверждавшие главенство подсознания в искусстве, нарекут Босха «Почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени,…воплотил бредовое мировоззрение конца Средневековья, исполненное волшебства и чертовщины».

Даша Ястребова. Герои. 2016
Даша Ястребова. Герои. 2016

Последователями Босха назовут себя такие великие художники, как Сальвадор Дали (1904-1989) и Макс Эрнст (1891-1976). Работами Босха вдохновляются художники визионеры (виженари арт – художественный стиль, в котором художник изображает невиданные образы, извлеченные из глубин подсознания, увиденные им во время измененного состояния сознания (забытья, сна, психологического транса, медитации).

Так и картина «Корабль дураков», среди прочего, показывает нам, по мнению художников, «потерю ориентации развития личности, слабость и тягу к галлюцинаторному видению, отрицание и слепоту перед проблемами общества и саморазложение». Человечество, как считают художники, словно корабль, нарисованный Босхом, пассажиры которого не могут найти взаимопонимания, чтобы противостоять зарождающейся стихии самоуничтожения. Мы все в той или иной степени подвержены одним и тем же порокам. Мы едим, пьем, обманываем, играем в глупые игры. Тем временем наше судно дрейфует бесцельно. «О тех, кто молчит на борту корабля» - не о других людях, это о нас. Это себе мы должны задать вопрос: «Куда же плывет наш корабль?» и «Плывет ли он вообще куда-либо?..», словно в одноименном фильме «И корабль плывет» великого Федерико Феллини.

Фото с выставки - автора

Алеша Мордаша. От нуля до бесконечности. 2016. Скульптура. Смешанная техника с использованием вторичного материала
Алеша Мордаша. От нуля до бесконечности. 2016. Скульптура. Смешанная техника с использованием вторичного материала

Выражаем признательность за предоставленную аккредитацию Artplay и Екатерине Кунгуровой.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.08.2016 11:30
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх