В XXI веке стало понятно, что для боевой устойчивости ВМС США необходимо новое поколение кораблей гидроакустической разведки. В этой статье мы расскажем о необычном корабле США, недавно вошедшем в Средиземное море для поиска российских субмарин.
Громкий поход «Непогрешимого»
Столь ценный корабль, как T-AGOS-23 «Impeccable» долго без дела не находился. Ведь главным достоинством таких кораблей было то, что они могли вести разведку там, где необходимо для ВМФ США. Новым регионом для «Impeccable» стало Южно-Китайское море. Это море Китай считает «своим», на его берегах находится много объектов, интересующих американцев, но особо американскую морскую разведку интересует остров Хайнань, где наряду с известными курортами находится военно-морская база, в которой базируются китайские атомные подводные лодки с баллистическими ракетами – ПЛАРБ.
8 марта 2009 года, в 75 морских милях к югу от острова Хайнань. T-AGOS-23 «Impeccable» вел слежение за китайскими ПЛАРБ с целью записи их акустических портретов. Вероятно, из базы выходил китайский атомоход, так как «Impeccable» подвергся массированной атаке со стороны многочисленных китайских рыболовных сейнеров. Внешне это выглядело как будто китайские рыбаки «выдавливали» иностранца, который находился в районе из традиционного лова. Но это было, конечно, не так. Китайские рыбаки давно стали резервом военного флота, его «ополчением». Они весьма успешно мешали американским морякам. Дело в том, что во время слежения корабль идет с длинной антенной на буксире с минимальной скоростью в 3-5 узлов. Поскольку за кормой длинная антенна длиной несколько сотен метров, возможности для маневра практически нет. И вот такой, медленно идущий разведчик окружили несколько десятков китайских рыболовных судна. Они выжимали «Impeccable» из района, одновременно пытаясь оборвать выпущенную антенну. «Impeccable» не имеет вооружения, поэтому американцы отвечали на навалы китайцев из пожарных лафетов. Палубы китайских сейнеров были залиты водой, но китайцев это не останавливало.
Скандал вышел громкий. США обвинили Китай в нарушении Международной конвенции по морскому праву. К слову сказать, США не присоединились к этой конвенции. Китай отвечал, что «Impeccable» находился в 200-мильной исключительной зоне Китая. Суть спора заключалась в том, что в исключительной зоне нельзя без разрешения ловить рыбу и другие морепродукты и добывать на дне полезные ископаемые без разрешения страны, кому принадлежит 200-мильная зона. Проводить научные исследования без разрешения можно. По поводу проведения разведки в Международной конвенции ничего не сказано. В общем, ситуация получилась патовая, никто ничего доказать не смог. Постепенно скандал сошел на нет. Итогом его стало то, что T-AGOS-23 «Impeccable» больше в Южно-Китайском море не появлялся. Китайские рыбаки весьма активно помогают своему военному флоту. Об их деятельности на этом поприще смотри статью «Тихие войны. Особенности национальной рыбалки по-китайски».
Возвращение кораблей гидроакустической разведки
В Турции сообщили о решении России закрыть Керченский пролив для судов, которые были загружены за пределами страны. Таким образом, эти суда не смогут попасть на север, в Азовское море.
В 90-е годы в ВМФ США количество судов T-AGOS сократилось. Это понятно. Отсутствие угрозы со стороны советских подводных лодок сделало ненужным большое число таких кораблей. Но в последние годы деятельность российских и китайских субмарин активизировалась, что потребовало создание кораблей контроля подводной обстановки нового поколения. В 2020 году американский флот заключил контракт с компанией «Halter Marine» на предварительные исследования и проектирования кораблей T-AGOS(X). Они должны заменить три устаревающих корабля типа «Victorious» и «Impeccable». Водоизмещение нового корабля будет около 6 000 тонн, а корпус будет то же катамаранного типа с малой площадью ватерлинии, то есть конструктивно новые корабли будут повторять тип «Victorious». Вероятно, эти корабли будут оснащены новыми буксируемыми антеннами. Ожидается, что в следующем году будет подписан контракт на строительство головного корабля серии. Всего планируется построить шесть кораблей T-AGOS(X).
Пока же необходимо закрывать имеющиеся бреши с помощью арендуемых гражданских судов. Американский флот привлекает для этой цели суда снабженцы буровых и нефтедобывающих платформ. Дело в том, что у судов этого класса большая свободная палуба, на которой можно разместить контейнеры с необходимой аппаратурой. Немного отвлекаясь, заметим, что суда снабженцы используются в ВМФ США весьма широко. Так, опытовые беспилотные корабли «Ranger» и «Nomad», совершающие шестимесячные плавания в океане без экипажа на борту, тоже переоборудованы из снабженцев нефтедобывающих платформ.
«Красная скала»
Судно-снабженец «Red Rock» («Красная скала») принадлежит техасской компании «Hornbeck Offshore», занимающейся обслуживанием морских добывающих нефтегазовых платформ в Мексиканском заливе. Водоизмещение снабженца 5 493 тонны, длина 89 метров, ширина 20 метров. Судно имеет грузовую палубу площадью 1 007 квадратных метров. Пентагон арендовал «Red Rock» за 40 миллионов долларов. На судне смонтировали систему гидроакустической разведки SURTASS-E, размещенную в семи стандартных 40-футовых контейнерах. Эта система предназначена для поиска и слежения за подводными лодками на больших расстояниях, и передачи полученных данных по защищенному каналу связи в США. На корме есть специальная лебедка, с помощью которой буксируемая антенна опускается в воду. «Red Rock» был замечен на Фареро-Исландском рубеже, недалеко от Бермудских островов (Восточное побережье США) и в проливе Ла-Манш. Насколько можно судить по открытой информации, на «Red Rock» установлена опытовая гидроакустическая система. Она отличается от той, что находится на T-AGOS типов «Victorious» и «Impeccable». Её главная особенность – сдвоенная буксируемая пассивная низкочастотная гидроакустическая антенна TL-29A. Судя по перемещениям «Red Rock», новую систему испытывали на различных противолодочных рубежах в различных климатических условиях. 5 ноября 2021 года «Red Rock» вошла в Средиземное море. В нем главным противником «Красной скалы» станут «Чёрные дыры» – российские дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 «Варшавянка». Возможно, это будет итогом испытаний SURTASS-E. Условия – идеальные, и в то же время сложные. Есть замкнутое море, которое можно условно поделить на Западное и Восточное Средиземноморье. Есть малошумные дизель-электрические подводные лодки, которые надо мониторить в ежедневном режиме. Для экипажей «Варшавянок» такое «соревнование» станет нелегким испытанием. Каков будет итог этого противостояния – покажет время.
Картинг. Хочу помочь детям!
Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У нас в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение.
Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стаци