Версия // Общество // В состав ВМФ Азербайджана вошли безэкипажные катера

В состав ВМФ Азербайджана вошли безэкипажные катера

1748

Угроза с Каспия

В состав ВМФ Азербайджана вошли безэкипажные катера (коллаж: mod.gov.az)
В разделе

Наверное, правы те политики и политологи, которые предсказывают, что наступает эпоха, когда множество больших и малых войн и конфликтов вспыхнут во всех уголках планеты. Ведущие страны и блоки пока не готовы обсуждать принципы новой условной «Ялты-2». Напряжение стало нарастать даже в тех регионах, которые столетиями были тихими и спокойными. Примером такого ранее спокойного региона является Каспийское море.

В этой статье мы расскажем, как в условиях географических ограничений ВМФ Азербайджана пытается получить средства контроля над Каспийским морем.

Геостратегическая ситуация на Каспии

Каспийское море, в силу своей изолированности, и как следствие, практической недоступности для внешних сил, долгое время было спокойным регионом с доминированием Советского Союза, а потом России. Каспийская флотилия была создана еще Петром I в 1722 году. С тех пор это доминирующая военная сила в Каспийском море. Во времена Российской империи и Советского Союза только две страны имели выход к берегам Каспия. Это России (СССР) и Персия – так до 1935 года назывался Иран. Ирану принадлежит всего около 724 км береговой полосы Каспийского моря – остальное побережье – было границей Российской Империи и Советского Союза. Большого флота Иран на Каспии не держал, поэтому и силового напряжения на этом море долгое время не было. В состав Каспийской флотилии до начала ХХ века входили канонерские лодки, вооруженные пароходы и вспомогательные суда. Последним пополнением до революции были две канонерские лодки «Карс» и «Ардоган». Они оказались долгожителями. Под названиями «Ленин» и «Красный Азербайджан» корабли были списаны только в конце 50-х годов ХХ века. Главной задачей флотилии была не столько военная, сколько таможенная – борьба с процветающей на Каспии контрабандой.

Первый период нестабильности, включавшей в себя активные боевые действия, в том числе и против англичан, которые доставили на Каспийское море свои торпедные катера и которые контролировали белую Каспийскую флотилию, произошел в 1918 – 1920 годах. Тогда все завершилось высадкой красного десанта в иранский порт Энезели. Правда, для этого большевикам пришлось перегнать с Балтийского флота четыре эсминца типа «Украйна» (вместе с двумя канонерскими лодками они составили основу советской Каспийской флотилии), три эсминца типа «Финн», пять миноносцев, четыре малые подводные лодки (по личному приказу Ленина) и вооруженные пароходы. Следующий период нестабильности совпал с распадом Советского Союза. В СССР Главной базой Каспийской флотилии был Баку. Раздел флотилии и переход части кораблей в Астрахань, в Золотой затон, сопровождался массой конфликтов. Об этом смотри статьи «Хроника Бакинского исхода» и «Раздел Каспийской флотилии».

После распада СССР ситуация на Каспии изменилась, но вначале, как казалось, не принципиально. Российская Каспийская флотилия первоначально имела Главную базу в Астрахани, а на самом Каспии была база флотилии в Махачкале и база БОХР в Каспийске. В 2017 году, по решению Министерство обороны, была построена Главная база в Каспийске, и туда перевели основные силы флотилии. Астрахань осталась тыловой базой. Основой флотилии являются ракетный корабль «Дагестан», сторожевой корабль «Татарстан» (проект 11661К), три малых ракетных корабля проекта 21631 шифр «Буян-М», три малых артиллерийских корабля проекта 21630. два базовых тральщика, боевые и десантные катера, тральщики и вспомогательные суда. В планах – ввод в строй трех МРК проекта 22800 шифр «Каракурт». Таким образом, на сегодняшний день, четыре корабля флотилии являются носителями ракет «Калибр», и потенциально – «Циркон».

По теме

Флот Азербайджана почти полностью состоит из кораблей советской постройки, которая страна получила при разделе Каспийской флотилии СССР. В отличие от Украины, которая на несколько десятилетий пустила на металлолом все корабли, которые ей достались, в Баку поступили иначе. Бывшие советские корабли в строю, проходят регулярный ремонт и поддерживаются в хорошем состоянии. В Баку есть небольшой судостроительный завод имени. Вано Стуруа и новый крупный Бакинский судостроительный завод, спроектированный и построенный с помощью стран Евросоюза. Они строят достаточно большие суда для гражданского флота страны. Но дело в том, что эти два завода не имеют компетенций по строительству боевых кораблей, поэтому ВМФ страны пополнились даже гражданскими судами типа «Нефтегаз» проекта В-92, которые вооружили и включили в состав Береговой охраны. Есть несколько новых катеров, которые доставили в разобранном виде в страну и собрали в Баку. Просьбы о перегоне боевых кораблей и катеров для азербайджанского флота по внутренним водным путям России были категорически отвергнуты. Что интересно. При разделе флотилии под юрисдикцию Баку перешел морской разведывательный пункт Каспийской флотилии СССР. Это техника и часть боевых пловцов, которые присягнули Азербайджану. Стране досталась даже сверхмалая подводная лодка проекта 908 шифр «Тритон-2», имеющая в советском флоте тактический номер В-485. Сегодня ВМФ страны состоят из одного сторожевого корабля, около 25-28 сторожевых кораблей катеров (в ВМФ и Береговой охране), четыре тральщика, девять малых десантных корабля советской постройки, вспомогательные суда.

Флоты Казахстана и Туркменистана состоят из несколько патрульных катеров каждый и предназначены только для охраны и обороны побережья своих стран. ВМФ Казахстана включает четыре ракетно-патрульных катера проекта 0250, три противодиверсионных катера и четыре вспомогательных судна. ВМФ Туркменистана – корвет, два ракетных катера, 15 боевых и патрульных катеров и вспомогательных судов.

ВМФ Ирана на Каспийском море – так называемый Северный флот Ирана – состоят из одного фрегата, одного корвета, четырех ракетных катеров и тральщика-искателя мин. Таким образом, до последнего времени, Каспийская флотилия России доминировала на Каспии и превосходила флоты других прикаспийских стран. Но самое главное, в политических планах Азербайджана, Туркмении и Ирана не стояла задача эскалации и возможного нарушения торгового мореплавания на море.

Новинка азербайджанского флота

Об изменении в политике Азербайджана по отношение к России написано много. Это не является темой статьи. Поэтому, когда на прошлой неделе Министерство обороны Азербайджана опубликовали кадры об очередных учениях ВМФ страны, эксперты смотрели это видео внимательно, явно ожидая каких-либо новинок. И не зря. Наряду с кадрами старых советских кораблей был показан первый безэкипажный катер национальных ВМФ. Это был БЭК турецкой постройки в варианте патрульного катера. О чем идет речь?

На видео показан безэкипажный катер типа «Salvo» производства турецкой компании «Dearsan Shipyard» из Стамбула. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Нужно признать, что турецкая военная промышленность за последние 15-20 лет совершила впечатляющий рывок в разработке и производстве самых разных типов вооружения. Касалось это и создание беспилотных летательных аппаратов БПЛА (название «Байрактар» на слуху) и безэкипажных катеров БЭК. Первые образцы БЭК были представлены на международных выставках в 2010 году. Небольшой неказистый катер был опытным образцом. За последние 15 лет турецкие компании выпустили целую линейку БЭК-ов различного назначения – патрульных, противолодочных, катеров-мишеней, катеров РЭБ (радиоэлектронной борьбы). Компания «Albatros» разрабатывает ударные БЭК, способные атаковать группой – «роем». Один из БЭК получил обозначение тип «Salvo». На нем размещено стандартное вооружение для турецких безэкипажных катеров в патрульном варианте. Комплект состоит из дистанционно-управляемого 12,7-мм пулемета, расположенного в носовой части и пусковой установкой с ракетами CİRİT и UMTAS в корме. На БЭК ВМФ Азербайджана присутствует только пулемет на носу, кормовой пусковой установки нет. Возможно, его установят позже. В ролике Министерства обороны Азербайджана был показан проход катера «Salvo» по акватории. Какие задачи он решал во время учений, доподлинно неизвестно.

По теме

«Dearsan Shipyard» впервые обнародовала информацию о «Salvo» в 2021 году. В феврале 2022 года, на выставке DIMDEX-2022 в Катаре, состоялась официальная презентация «Salvo». БЭК был представлен в двух вариантах с разными размерами корпуса, но с одинаковым оборудованием и вооружением. Весной того же года в Турции состоялись всесторонние испытания новинки. По их результатам дальнейшие работы продолжились только с более крупным катером, длиной 14,8 метров, шириной 3,8 метров и осадкой 0,75 метра. Катер оснащен двумя дизельными двигателями для водометов и одним дизель-генератором для аппаратуры управления. Максимальная скорость катера до 60 узлов – около 111 км/ч. Максимальная дальность плавания 550 морских миль – около 1 000 км. На катере смонтирована система спутниковой навигации, обзорная РЛС, оптико-электронные системы, антенны и датчики которых установлены на телескопической мачте. Не смотря на то, что БЭК предлагался нескольким заказчикам, на сегодня «Salvo» купил только Азербайджан. Сколько катеров было куплено – неизвестно. «Salvo» может автономно патрулировать по заданному маршруту, самостоятельно, без участия оператора реагировать на некоторые стандартные ситуации. В случае необходимости, катер переходит под управление оператора.

Выводы и заключение

Конечно, патрульный БЭК не представляет угрозы для Каспийской флотилии России. Его максимальная задача – незаметно наблюдать за действиями российских военных кораблей, но есть два момента, вызывающие настороженность. Во-первых, турецкая компания «Albatros» работает над созданием ударного БЭК-камикадзе, способного атаковать морские цели управляемой группой – «роем». А это уже серьезный вызов, как для господства российского флота на Каспии, так и для обеспечения бесперебойного судоходства между российскими и иранскими портами. Можно спрогнозировать с большой степенью вероятности появление таких ударных турецких БЭК в ВМФ Азербайджана. Во-вторых, усиливающееся сближение властей Азербайджана, Украины и коллективного Запада дает основание подозревать, что украинская сторона поделиться опытом применения ударных БЭК в Чёрном море. То есть азербайджанский флот получит готовые тактические наработки по применению нового для себя оружия.

То, что Каспий перестал быть спокойным морем, говорит первый факт атаки на российское гражданское судно украинскими БПЛА. Речь идет об ударе 15 августа украинскими БПЛА по порту Оля на Каспийском море и поражении морского сухогрузного судна «Порт Оля 4», в результате которого теплоход сел на дно. У него полностью выгорела надстройка. Этот теплоход работал на линии порты России – порты Ирана.

Всё происходящее приводит к пониманию, что кроме Балтийского моря и Каспий может стать ареной ожесточенных боевых действий как на морсе, так и на его побережье. Будущее покажет.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.08.2025 18:54
Комментарии 0
Наверх