Состоявшееся на прошлой неделе заседание Совета безопасности РФ, вопреки многим ожиданиям, не принесло сенсаций. Глава государства не заявил ни о закрытии границ России с юго-востоком Украины, ни тем более о начале войны. В то же время Владимир Путин напомнил, что Россия – ядерная держава, и отметил, что ПРО является частью наступательной системы США. Президент подчеркнул, что угрозы территориальной целостности России на данный момент нет, и заверил, что никаких вооружений Россия в самопровозглашённые «народные республики» не передаёт. Кроме того, Путин дал понять, что украинский сценарий государственного переворота в России не сработает: «Наши граждане этого не допустят и никогда не примут». Какой вывод можно сделать из итогов заседания Совбеза РФ?
Илья МАТВЕЕВ, кандидат политических наук, исследователь, член Центрального совета профсоюза «Университетская солидарность»:
– Заседание Совбеза РФ было проведено прежде всего для внешней аудитории, и его послание было достаточно ясным: Россия не намерена включаться в новый виток холодной войны.
Более того, Путин даже согласился – впервые – «повлиять» на ополченцев на востоке Украины, и ничего хорошего это «влияние» им явно не сулит. Но если внешнеполитическое послание Путина было примирительным, то внутриполитическое – как раз наоборот.
При явном нежелании Кремля включаться в новую холодную войну её логика противоборствующих лагерей всё больше подчиняет себе внутреннюю политику России.
Эта логика предполагает перестройку внутренней российской политики по образцу внешней, то есть по образцу борьбы с врагами, «повышение обороноспособности» и т.д. Недаром Владимир Путин много говорил о гражданском обществе и его патриотической роли. Новый консервативно-имперский тип господства должен охватить не только государство, но и общество, понимаемое как его придаток.
Илья БУДРАЙТСКИС, историк, публицист, один из лидеров платформы «Открытая левая»:
– Мировые элиты смогли услышать недвусмысленный ответ: новой холодной войны не будет. Москву сложившийся порядок вещей в целом устраивает, и своё место она способна трезво оценивать. Путин прямо оппонирует тем, кто с момента присоединения Крыма привык обвинять его в радикальном пересмотре сложившегося международного консенсуса. Напротив, он выступает как консерватор, отстаивающий этот консенсус перед всё более решительными попытками разрушить его базовые принципы. В эти принципы, конечно, не входит и поддержка сепаратизма. Не случайно Путин подписал поправки к УК, увеличивающие сроки для сепаратистских «публичных призывов» внутри страны. Нельзя, конечно, сказать, что «путь к пониманию» путинской России и «западных партнёров» завершён, но шаг навстречу сделан.
Алексей ФЕНЕНКО, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова:
– Похоже, всё указывает на то, что президент Владимир Путин взял временную паузу. В ходе крымского кризиса российское руководство столкнулось с единым антироссийским фронтом, состоящим из Соединённых Штатов Америки и стран Евросоюза. В результате под угрозой оказалась сама модель «избирательного партнёрства» хотя бы с некоторыми западными странами. Поэтому с середины апреля российское руководство выбрало сдвоенную стратегию. С одной стороны, это неофициальная поддержка самопровозглашённой Новороссии. С другой стороны, попытка Кремля сблизить позиции с властями Франции и Германии. Таким образом задачей России было создать контактную группу по Украине вместе с Парижем и Берлином.
Кремль предлагал франко-германскому тандему стать посредником между Россией и США. Выступление Путина 22 июля доказало, что эта стратегия пока не принесла ожидаемого эффекта. Причём дело не только в катастрофе «Боинга», хотя она значительно осложнила ситуацию. Конфликт в Донбассе ещё раз доказал, что ради России страны ЕС не будут ссориться с США.
Россию, по сути, тянут в неприятный для неё выбор: или продолжение поддержки ополченцев (и соответственно получение новых и новых санкций), или сдача Донбасса с последующим вторжением украинской армии в Крым.
По логике сложившейся ситуации от России в настоящее время требуется эффективная силовая демонстрация для принуждения США к диалогу вроде той памятной «пятидневной войны» с Грузией, которая произошла в 2008 году. Российское руководство пока не готово идти на такой шаг. Поэтому Кремль пытается взять стратегическую паузу для выработки новой стратегии.