// // В России за граффити штрафуют на 100 000 рублей, а в США их стоимость доходит до 100 000 долларов

В России за граффити штрафуют на 100 000 рублей, а в США их стоимость доходит до 100 000 долларов

760

Головой по кирпичу

В России за граффити штрафуют на 100 000 рублей, а в США их стоимость доходит до 100 000 долларов
В разделе

Недавно к Дню железнодорожника компания «Московская железная дорога» предложила художникам-граффитчикам расписать более 100 метров заграждения за Казанским вокзалом. И те на бетонном заборе, тянущемся вдоль железнодорожного полотна, изобразили двухвековую историю развития поездов: от первого паровоза Черепановых до скоростного «Сапсана». Но это один из немногих примеров сотрудничества властей или крупных компаний с любителями рисовать на стенах и заборах. Обычно они находятся по разные стороны баррикад. Что такое городское граффити и почему чаще всего оно существует вне закона, постарался узнать корреспондент «Нашей Версии».

Стены домов и гаражей, вагоны метро и электричек, киоски и таксофонные кабинки – в современных городах уличные художники готовы разрисовать любую поверхность! Аэрозольная краска, кисти, валики, мелки, маркеры – вот их главные инструменты. Вся экипировка – небольшой рюкзак с рисовальными принадлежностями плюс платок, бандана или респиратор, защищающие лёгкие и одновременно помогающие скрыть лицо, если того требует ситуация. Дело в том, что до сих пор почти везде «настенная живопись» официально находится под запретом.

Правда, в последние годы местные власти всё чаще пытаются сотрудничать с мастерами граффити (от итальянского «царапать»). «Граффити сегодня – вид уличного искусства, – уверена московская граффитчица Юля (Ореоле). – Я просто очень люблю рисовать и хочу, чтобы это видели все желающие. А не только те, кто ходит в музеи и считает, что разбирается в искусстве. Многие начинают рисовать только потому, что это стало модно, но далеко не у всех это хорошо получается. Некоторые так и не выходят за рамки одного известного слова на заборе. Что же касается настоящих мастеров, то они плевать хотели на моду. Они не ищут славы и признания, а просто рисуют и оставляют на стенах города потрясающие картины».

Для одних граффити – настоящее искусство, для других – вандализм. Неудивительно, что нанесение граффити на чью-либо собственность без разрешения на то владельца карается по закону. Любители острых ощущений занимаются бомбингом – быстрым нанесением рисунков на любые «запрещённые» поверхности. Работают они, как правило, по ночам, иногда целыми группами. «Если это бомбинг, то я не люблю рисовать один, – поведал известный московский граффитчик Андрей (Чуб), чья выставка недавно прошла в центре современного искусства «Винзавод». – Потому что каждый раз я рискую попасть в милицию и получить штраф. Когда работает команда, мы сменяем друг друга. Например, один человек рисует, другой смотрит по сторонам на предмет милиции, хозяев места, работников железной дороги и т.д.».

Рисуя в неположенном месте, граффитчик нарушает сразу несколько статей Уголовного кодекса, поэтому штраф может составить 100 тыс. рублей. «На деле всё может ограничиться гораздо меньшей суммой денег, – поделился Чуб. – В Москве, кстати, отделаться от стражей порядка гораздо легче, чем в Петербурге, где за красотой города следят очень внимательно. Но ведь есть шанс не попасться, даже если ты рисуешь в людном месте в светлое время суток. Главное, быть осторожным. А если денег отдавать не хочется, надо бросать всё и быстро-быстро убегать! Но серьёзных прецедентов, касающихся граффитчиков, в Москве пока не было».

Ещё один вариант – использовать разрешённые места. Например, художественно оформить клуб или площадку для подростков. Или украсить гараж для соседа по лестничной клетке. Но в России до сих пор существует ощутимый дефицит таких мест. И хотя периодически даже проводятся фестивали, где художники могут легально продемонстрировать своё мастерство, число участников ограничено, поскольку банально не хватает площадок для рисования.

По теме

По мнению Ореоле, если есть желание и немного способностей, то нарисовать граффити не составит особого труда. Сначала делается скетч (эскиз), а затем с помощью краски он переносится на стену. Очень часто между эскизом и конечным результатом (граффити на стене) есть существенные различия. А некоторым эскизы вообще не нужны, они просто берут в руки баллон с краской и импровизируют.

Противники граффити часто подчёркивают, что уличные рисунки создают ощущение нищеты и запустения. «Для меня граффити перестаёт быть искусством и становится вандализмом, когда появляется в местах, представляющих собой художественную ценность, – считает архитектор Василий Дурасов, автор нескольких объектов в центре Москвы. – Например, на домах – памятниках архитектуры или на тех зданиях, которые я создал сам. Появляющиеся там граффити противоречат стилистике и вступают в противоречие с их внешним видом. Это всё равно что Моне Лизе подрисовать усы. У всего должно быть своё место».

Одной из попыток найти для граффити подходящее место стало недавнее решение московского правительства отдать под это несколько тысяч московских бойлерных. Стоящие в московских дворах серые бетонные здания давно стали излюбленными объектами граффитчиков. Но прежде каждая появляющаяся там надпись формально нарушала закон, просто администрация закрывала на происходящее глаза.

«Со стороны власти это была отличная идея, – подтвердила граффитчица Ореоле. – Однако, как всегда у нас это бывает, всё упёрлось в деньги и в их распределение. Официальные структуры заключали договоры на раскрашивание объектов со специализированными граффити-магазинами. Те, в свою очередь, искали художников и брали на себя обеспечение их краской и всем остальным. В итоге, пока деньги доходили до непосредственных исполнителей, за 1 квадратный метр можно было получить 50 рублей. За такие деньги мало кто соглашается рисовать, поэтому реализация проекта стоит под большим вопросом».

Более успешным опытом сотрудничества граффитчиков и власти можно считать закраску более десятка панельных пятиэтажек в районе метро «Бабушкинская». Разноцветные граффити российских и международных художников на торцах домов уже несколько лет привлекают туристов в это удалённое от центра Москвы место.

Считается, что появление современного граффити можно отнести к началу 1920-х годов, когда рисунками и надписями покрывали товарные вагоны, курсирующие по США. И именно в Америке существует масса карательных законов и ведётся непримиримая война с граффити: здесь и внушительные штрафы, и риск попасть за решётку. В Европе подход намного либеральнее. Сегодня звездой мирового граффити является художник Бэнкси (Роберт Бэнкс), фильм о котором получил недавно одну из премий престижного Каннского фестиваля. Этот человек родом из Бристоля. За несколько лет он сделал карьеру от никому не известного рисовальщика до одного из самых популярных художников в мире. Лица Бэнкси никто не видел, он тщательно скрывает от прессы и свои биографические данные. Ведь за многие «работы» Бэнкси по-настоящему грозит тюремный срок. Тем не менее картины его продаются на аукционах. В частности, на аукционе современного искусства Sotheby’s они оказались самыми дорогими лотами. Голливудские знаменитости готовы выкладывать за них миллионы долларов, а Британский музей поспешил включить работу Бэнкси, на которой изображён стилизованный под первобытное искусство охотник с магазинной тележкой, в свою коллекцию.

«В России пока невозможно сделать такую карьеру и заработать такие деньги, – считает Сергей Ласанкин, продавец одного из специализированных магазинов для граффитчиков в Москве. – Мы до сих пор провинциальны в этом смысле. Даже самые крутые и известные художники у нас либо отстают по технике от мировых звёзд лет на 10, либо просто копируют их стилистику».

Чтобы как-то заработать, граффитчики иногда выполняют коммерческие заказы – расписывают магазины, клубы, кафе, кинотеатры, то есть те места, где хозяева заинтересованы, чтобы их собственность выглядела современно и привлекала молодых людей. «Когда мне поступают такие предложения, я, как правило, соглашаюсь, – поделился Чуб. – Для меня это возможность и порисовать, и немного заработать. Расчёт цены работы производится по квадратным метрам. Моя потолочная цена – 500 долларов за метр. Но такое бывает не так часто. Поэтому в основном все заказы крутятся вокруг стоимости 100 долларов за метр».

Правда, многие «старые» художники выступают против коммерциализации. Они считают, что граффити, родившись как crime art – противозаконное искусство, – не имеет права вступать с кем бы то ни было в деловые отношения. Но даже те, кто, не считаясь с идеологией, выполняет заказные работы, прожить только на это не могут: уличная живопись всё равно остаётся для большинства в первую очередь хобби.

Опубликовано:
Отредактировано: 16.08.2010 13:09
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх