Версия // Общество // В России создан проект авианесущего корабля, к которому вопросов больше, чем ответов

В России создан проект авианесущего корабля, к которому вопросов больше, чем ответов

9092

Загадки «Варана»

4
В разделе

Судя по всему, мир, едва завершив одну «холодную войну», втянулся в следующую. И у этой новой «холодной войны» шансы перерасти в настоящую войну весьма велики. Поэтому все новости о новых системах вооружений встречаются обществом с большим вниманием.

В начале года был обнародован концепт-проект принципиально нового авианесущего корабля, имеющего шифр «Варан». Проект вызвал живое обсуждение и много вопросов. В этой статье мы расскажем о «Варане» и попытаемся понять, насколько проект реалистичен.

Предыстория

История авианесущих кораблей в Российском Императорском флоте, ВМФ СССР и современном военно-морском флоте России сложна и извилиста. Желающие могут прочитать статьи: «История авианосцев России. Начало», «История авианосцев России. Эпоха Горшкова», «История авианосцев России. Последние советские авианосцы», «История авианосцев России. Будущие российские авианосцы», «Авианесущий контейнеровоз Её королевского величества», «Дорастет ли «Прибой» до «Шторма»».В них подробно описаны все особенности развития авианесущих кораблей в СССР и современной России.

В 60-х – 70-х годах ХХ века появился новый класс авианесущих кораблей – сначала это были десантные вертолетоносцы, а потом – универсальные десантные корабли (УДК). Отличие между ними заключается в том, что десантные вертолетоносцы (например, типа «Иводзима») несли на борту только вертолеты, и проводили высадку десанта только с воздуха. А универсальные десантные корабли имеют десантные катера (что позволяет им высаживать десант с моря и с воздуха), и могут нести самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП). А при таком варианте авиакрыла они становятся фактически легкими авианосцами. В современной России эта тенденция выразилась в виде проектов авианосцев «Шторм» и «Ламантин» и УДК проекта 23900 шифр «Прибой». По строительству авианосцев принято принципиальное решение. Их будут строить. Правда, дата начала строительства постоянно откладывается, но руководство ВМФ настаивает на том, что принципиальное решение принято. А два УДК проекта 23900 заложены и строятся на керченском судостроительном заводе «Залив». Тем более удивительным выглядит факт представления широкой публике ещё одного варианта авианесущего корабля.

Шифр «Варан»

По теме

Невское проектно-конструкторское бюро, проектант отечественных авианесущих кораблей, представило вариант авианосца с широкими возможностями. Отдельной опцией проекта является создание на базе «Варана» многоцелевой платформы, для проектирования вспомогательных судов различных классов. Это первая «фишка» проекта, требующая осмысления с точки зрения её целесообразности.

Согласно заявлению, «Варан» уже прошел стадию аванпроекта. Сейчас в Невском ПКБ осуществляют эскизное проектирование корабля. Планы по перспективе этого проекта, возможности его строительства и просто заинтересованности в нем отечественного флота, пока отсутствуют. Что интересно, в Невском ПКБ проектируемый корабль позиционируют не только как авианосец, но и как универсальный морской корабль – УМК. Последнее заставляет несколько напрячь воображение. Первое, что приходит в голову – это старый трюк советских времен, когда отечественные авианосцы назывались не авианосцами, а авианесущими крейсерами. Но тогда это было обусловлено советской идеологической доктриной, утверждавшей, что авианосцы могут быть только у агрессивного империализма. Сегодня такого нет. Тогда что обозначает слова «универсальный корабль»?

Варан 1
Варан 1
Источник: npkb.ru

Согласно представленным материалам, корабль типа «Варан» имеет длину около 250 метров, ширину палубы 65 метров и водоизмещение около 45 000 тонн. То есть, его можно позиционировать как лёгкий авианосец. Корабль имеет угловую полетную палубу с катапультами, что подразумевает использование палубных самолетов в классическом варианте. Характерных для отечественных авианосцев предыдущего поколения трамплинов нет. Для посадки самолетов используются аэрофинишёры. Главная энергетическая установка (ГЭУ) – газотурбинная, унифицированная с ГЭУ кораблей российского флота. Максимальная скорость 26 узлов – около 48км/ч. Авиационная группа состоит из 24 самолетов типа МиГ-29К и 6 вертолетов. Возможные варианты – Ка-27ПЛ и ПС, Ка-29, Ка-31, Ка-52К. За счет снижения количества самолетов возможно базирование до 20 беспилотных летательных аппаратов различных классов. «Варан» представляется как конструктор «Лего». На основе проекта авианосца может быть создан универсальный десантный корабль УДК. В этом варианте корабль будет на 30 метров короче, и иметь водоизмещение до 30 000 тонн. Камера для десантных катеров, помещение для десантников находятся в корпусе. На палубе организованы семь посадочных площадок для вертолетов. В варианте УДК на борту находятся Ка-29 и Ка-52К «Катран», и, возможно, перспективный Ка-60 «Касатка».

Варан 2
Варан 2
Источник: npkb.ru

Особенности проекта

Аванпроекты легкого авианосца и УДК выполнены как некая универсальная платформа, на базе которой можно спроектировать различные корабли и суда. Озвучено, что если будет сформулирован интерес заказчика, на базе этой платформы может быть разработан проект госпитального судна и судна обеспечения для работы в арктической зоне. Такие предложения не случайны. В 2020 году Министр обороны Шойгу озвучил потребность в обновлении госпитальных судов российского флота, и даже предложил купить подходящий корабль в Китае и переоборудовать его в современное госпитальное судно. А строительство вспомогательных судов для работы в Арктике прямо записано в планах развития флота. Относительно небольшое водоизмещение так же не случайно. После распада СССР, и потери для российского флота судостроительных заводов в Николаеве, в стране осталось не так много заводов, способных построить военные корабли большого водоизмещения. А строительство кораблей на унифицированной платформе водоизмещением до 45 000 тонн возможно на большинстве судостроительных заводов в стране. Кардинально переоснащать заводы не потребуется. Проект предусматривает модульную сборку корпуса. На «Варане» предусмотрена ГЭУ и общекорабельные системы, которые уже освоены в производстве нашей судостроительной промышленностью. Поэтому строительство кораблей и судов на этой универсальной платформе не должно вызвать осложнений на судостроительных заводах.

По теме

Если говорить об авианесущем «Варане», то по боевым показателям он, естественно, будет уступать более крупным авианосцам. Но при этом надо понимать, что в настоящее время произошло очередное разделение авианосцев на тяжелые и легкие. Возможности американских авианосцев типа «Честер У. Нимиц» и «Джеральд Форд» общеизвестны. При этом наблюдается интересная тенденция. Все страны, кроме Великобритании, проектируют и строят авианосцы гораздо меньшего водоизмещения. Так, французский атомный авианосец «Шарль де Голль» «Charles de Gaulle» R91 имеет водоизмещение 42 000 тонн, новейший итальянский «Кавур» «Cavour», бортовой номер 550 – 28 000 тонн, японские типа «Идзумо» - «Идзумо» DDH183 и «Кага» DDH184 имеют водоизмещение 27 000 тонн. Самым небольшим авианосцем сегодня является испанский «Принц Астурийский» «Príncipe de Asturias» R11 имеющий водоизмещение всего 17 000 тонн. Объяснений такому уменьшению водоизмещения авианесущих кораблей много, от финансовых до тактических. Как бы то ни было, «Варан» со своими 45 000 тоннами водоизмещения выглядит в такой компании весьма солидно.

Варан 3
Варан 3
Источник: npkb.ru

Для 24 самолетов и 6 вертолетов предусмотрены два подъемника, а большое количество беспилотников различных классов позволит выполнять широкий спектр задач, самая явная из которых - обеспечение проведения круглосуточной авиационной разведки.

В некоторых СМИ упоминается возможность создания на базе «Варана» авианесущего крейсера, то есть установки на авианосце управляемого ракетного оружия. Вероятнее всего, это будут универсальные вертикальные пусковые установки. Кроме этого, корабль получит еще и комплексы противовоздушной обороны. В варианте УДК значительная часть внутреннего объёма корабля составят док-камера для десантных катеров и кубрики для морской пехоты. В варианте госпитального судна основные объёмы должен занять госпиталь и помещения для размещения больных. Полетная палуба сохраняется, так как она нужна для доставки больных на судно вертолетами. У транспортного судна принципы разделения внутренних объемов будут соответствовать его функциональному назначению.

Вопросы

Основной вопрос, возникающий при ознакомлении с проектом – что это и для чего разрабатывалось? В советское время Невское ПКБ занималось разработкой проектов советских авианесущих кораблей. На сегодняшний день в России существуют пять проектов от тяжелых до легких авианосцев разработки Невского ПКБ и Крыловского центра. Какие из этих проектов заказ флота, а какие – инициативные разработки сказать сложно. Но «Варан» - это как раз инициативная разработка Невского ПКБ. Об этом заявила его пресс-служба. Почему? Дело в том, что разработчики постарались сделать «четыре (или даже пять?) в одном». Флот обычно такого разнообразия не заказывает, и не оплачивает. К тому же идея строить в одном корпусе авианосец и вспомогательные суда флота идея смелая, и не имеющая аналогов. Скорее всего «Варан» останется аванпроектом, но его задел будет использоваться при дальнейшем проектировании кораблей и судов различных классов. Неразберихи в этот вопрос добавляет и то, что Министерство обороны до сих пор не заказала рабочий проект авианосца, хотя заявила, что авианосец страна строить будет. То есть, учитывая широту диапазона предлагаемых концептов, военные еще не определились, а какой авианосец им нужен – тяжелый или легкий? С атомной или обычной силовой установкой?. Правда, злые языки пишут, что после «лихих девяностых» в Невском ПКБ не осталось специалистов, способных на полный объём проектирования, только на аванпроект. На это им отвечает глава ОСК Алексей Рахманов: «Последнее время было много разговоров о создании в России авианосца. ОСК много раз спрашивали, готовы ли мы создать такой корабль, и мы отвечали, что если будет такое решение – непременно сделаем».

«Варан» предлагает флоту столько возможных опций и комбинаций, в том числе и по кораблям и судам, по которым флот объявил о своей заинтересованности в них, что нужно подождать, чтобы понять, как отреагирует флот на появление столь необычного проекта.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.04.2021 19:00
Комментарии 1
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх