Версия // Общество // Судьбы кораблей – «Варяг» в Китае, «Горшков» в Индии, «Кузнецов» служит России

Судьбы кораблей – «Варяг» в Китае, «Горшков» в Индии, «Кузнецов» служит России

23899

История авианосцев России. Закат советской эпохи

В разделе

Приближались «лихие девяностые». На стапелях в Николаеве стояли три авианосца двух новых типов. Это были последние авианосцы советской эпохи, которые в той или иной форме послужили и современной России.

Авианосцы проекта 1143.5 и 1143.6

Авианесущие крейсера типа «Минск» имели один принципиальный недостаток – небольшой радиус действия самолетов вертикального взлета и посадки. Як-38 были удобны с точки зрения базирования на авианосцы, они не требовали катапульты для взлета и полетной палубы для посадки. Но их боевой радиус - несколько сотен километров – сильно ограничивал применение этих самолетов. Вывод напрашивался сам собой. На авианосцах должны базироваться обычные серийные самолеты, доработанные под условия базирования на кораблях. Таких доработок нужно было сделать много, главные из них – это складывающиеся консоли крыльев и наличие специального тормозного крюка. Кроме того, возникал ещё один вопрос. Можно было строить классический авианосец, но для него необходимо было к самолету спроектировать ещё и катапульту. Был и другой вариант. Можно было обойтись без катапульты. Теоретически, если на носу авианосца сделать специальный трамплин, то при определенных условиях самолет может стартовать с палубы авианосца без катапульты, на форсаже. Так как авианосцы проектов 1143.5 и 1143.6 рассматривались как переходные к «классаическим» авианосцам, то было принято решение о строительстве корабля без катапульты с трамплином. Поскольку советская идеология еще довлела над проектантами, эти два корабля было решено вооружить по стандарту ракетного крейсера, и назывались они тяжелыми авианесущими крейсерами. Правда, размещено вооружение было несколько по другому. 12 пусковых установок ракет «корабль-корабль» комплекса «Гранит» разместили под палубой в вертикальных шахтах. Когда корабль выполнял функции авианосца, самолеты находились прямо над люками пусковых установок. В случае нанесения ракетного удара, самолеты и вертолеты переводились в кормовую часть авианосца. Кроме «Гранита» авианесущий крейсер (последний корабль такого класса) нес 4 зенитно-ракетных комплекса ближнего радиуса действия «Кинжал», 4 зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Кортик», 6 шестиствольных артиллерийских установок АК-630 и 2 РБУ-12000 «Удав».

Як-38
Як-38

Авиационное вооружение корабля состояло из 50 самолетов и вертолетов. На корабле могли базироваться 26 самолетов (тяжелых истребителей Су-33, легких истребителей МиГ-29К, штурмовиков Су-25УТГ) и 24 вертолета (противолодочные Ка-27ПЛ. поисково-спасательные Ка-27ПС, транспортно-боевые Ка-29 и вертолеты радиолокационного обнаружения Ка-31).

Су-33
Су-33

Ка-27ПЛ
Ка-27ПЛ

Было запланировано к постройке два корабля. Оба не раз меняли названия.

По теме

Первым заложили «Тбилиси». После смерти Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева, авианосец переименовали, и какое-то время он носил имя «Леонид Брежнев». Под этим именем его спустили на воду. Но на государственные испытания он вышел под именем «Тбилиси», а после распада Советского Союза, получил свое третье имя, которое несет до сих пор - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». На него, впервые в отечественной истории, 1 ноября 1989 года произвели посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первую в СССР посадку на корабль «по-самолётному» - горизонтально - совершил на Су-27К лётчик-испытатель ОКБ Сухого Виктор Пугачёв. В тот же день были осуществлены первые взлёты с авианосца самолётов МиГ-29К, лётчиком-испытателем ОКБ Микояна Токтаром Аубакировым и Су-25УТГ, а на следующий день, 2 ноября 1989 года — Су-27К. После развала СССР независимая Украина попыталась оставить авианесущий крейсер себе. В ноябре 1991 года командир корабля Виктор Ярыгин получил телеграмму председателя Верховной рады Украины Л. М. Кравчука, что крейсер является собственностью Украины и до принятия правительственного решения должен оставаться на севастопольском рейде. Командир крейсера и командование Черноморского флота России были с этим принципиально не согласны. Штаб Черноморского флота уведомил Турцию о проходе авианосца через Босфор и Дарданеллы и «Кузнецов» перешел к месту постоянного базирования – на Северный флот. Так получилось, что «Адмирал Кузнецов» стал единственным российским авианосцем, пережившим все катаклизмы «лихих девяностых». Он совершил несколько боевых служб в Средиземном море. Во время последней принимал участие в боевых действиях против боевиков ИГИЛ* в Сирии. Это единственный случай боевого применения авианосцев за всю историю ВМФ Советского Союза и России.

Авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
Авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Второй корабль этого типа – проект 1143.6 отличался от 1143.5 только составом радиолокационного вооружения. Заложен он был как «Рига», впоследствии был переименован в «Варяг» и предназначался для Тихоокеанского флота. После распада СССР достройка корабля была заморожена. Первоначально Украина запросила Россию о возможности финансирования достройки авианосца для включения его в состав ВМФ России. Но России тогда было не до флота. Второй авианосец ей был не нужен. Тогда Украина стала искать покупателей на почти готовый авианосец. Поиски осложнялись тем, что на «Варяге» могли базироваться только российские самолеты, способные взлетать с трамплина. Наконец, покупатель нашелся. Китай очень внимательно изучил советские авианосцы типа «Минск». Исходя из геополитических реалий, Китай обречен на конфликты с США в Восточно-Китайском море. Руководство страны приняло стратегическое решение о создании своего авианесущего флота. В качестве первого шага было решено купить «Варяг» и довести его до боеспособного состояния. Правда, формально, покупателем была туристическая фирма из Макао. Целью сделки якобы было переоборудование «Варяга» в плавучий аттракцион. Покупка была совершена в 1998 году, когда недостроенный «Варяг» под буксирами совершил переход из Николаева в Далян.

Буксировка «Варяга» в Китай
Буксировка «Варяга» в Китай

Последовали длительные переговоры с российским руководством о покупке недостающего вооружения. Что-то Россия продала, что-то нет. Ракетный комплекс «Гранит» Китаю продан не был. Так что «Ляонин» (так в ВМФ Китая стал называться «Варяг») стал обычным авианосцем. На вооружение авианосца стоят истребители J-15 – китайский вариант российского СУ-33. На «Варяге» Китай отработал все вопросы строительства и эксплуатации авианосцев. Было принято решение о постройке еще одного корабля данного типа – по несколько измененному проекту 001А. Третий китайский авианосец будет уже классического типа, с катапультами.

По теме

«Халзан»

История советских авианесущих кораблей была бы неполной без упоминания о «Халзане». Обычно о проекте 10200 вспоминают скороговоркой. А он заслуживает хотя бы короткого рассказа. В середине 70-х годов ХХ века появилась идея - наряду с авианесущими крейсерами необходимо использовать противолодочные вертолетоносцы, сделанные на основе проектов гражданских судов. В Советском Союзе денег на оборону не жалели, но и считать деньги тоже умели. Строительство военного корабля на базе гражданского стоит на порядок дешевле. Правда, при этом все военные нормы отменяются (живучесть корабля, резервирование систем и т.д.), но иногда риск бывает оправдан. Потенциальные претенденты на переделку должны были быть океанскими быстроходными судами. Прототип нашли быстро. Газотурбинные ролкеры проекта 1609 строились в Николаеве Ролкеры - суда типа Ro-Ro. Это суда для перевоза колесной техники накатом. По этому принципу строятся автомобильные паромы. Это были настоящие океанские скороходы. При водоизмещении 20 000 тонн, они имели дальность плавания 20 000 миль и скорость 26 узлов. О ценности этих кораблей говорит тот факт, что после развала СССР американцы купили на Украине один ролкер этой серии «Владимир Васляев» и переделали его для работы быстроходным транспортом в ВМС США, где он служит под названием USNS LCPL “Roy M. Wheat”. Всего в серии было построено четыре судна – «Капитан Смирнов», «Капитан Мезенцев», «Капитан Ермошкин» и «Капитан Васляев». Все они были приписаны к Черноморскому морскому пароходству.

Военных устраивали параметры газотурбоходов. Был разработан проект противолодочного авианосца, на борту которого базировались 28-30 вертолетов семейства Ка-27. Проект корабля казался очень перспективным. Он позволял быстро и недорого в разы увеличить количество авианесущих кораблей СССР в Мировом океане. Состав оборонительного вооружения включал два ЗРК «Кинжал» и восемь шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630. В силу своей необычности и неоднозначности у «Халзана» появились друзья и враги. Тема вспомогательных противолодочных вертолетоносцев рассматривалась на многочисленных совещаниях в Главкомате ВМФ и в Министерстве обороны. Получилось «как всегда». Идею замотали, и от неё, в конце концов, отказались.

Несмотря на закрытие темы, опыты по использованию ролкеров в качестве вспомогательных авианосцев продолжались. В СССР проводились опыты по взлету и посадке с палубы ролкеров самолетов вертикального взлета и посадки Як-38. В Великобритании по этой тематике пошли дальше. Во время Фолклендского кризиза контейнеровоз «Атлантик конвейер» был переоборудован во вспомогательный авианосец и в этом качестве участвовал в боевых действиях.

Проект 1143.7

Уже на излете советской эпохи Невское ПКБ сделало еще один шаг. Был разработан проект классического авианосца с ядерной энергетической установкой и катапультами. Головной корабль этого проекта был заложен в Николаеве под названием «Ульяновск». Под этот проект впервые была разработана корабельная катапульта для горизонтального старта самолетов с палубы авианосца и выдано техническое задание на проектирование первого в СССР палубного самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Як-44Э. Работы по этому самолету велись очень активно.

После развала СССР «Ульяновск» был разобран. Казалось бы, на этом можно закончить рассказ о советском периоде развития авианесущих кораблей. Но неожиданно тема «Ульяновска» всплыла на Международном морском салоне 2019 в Санкт-Петербурге…

*
«Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.

«Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират») — официально запрещенная в России международная организация.

«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») — официально запрещенная в России международная организация.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.07.2019 13:20
Комментарии 0
Наверх