// // В результате введения новой системы оплаты труда учителя стали меньше получать

В результате введения новой системы оплаты труда учителя стали меньше получать

6408

Зарплатная симуляция

2
В разделе

Мина замедленного действия, заложенная в российскую систему образования, наконец-то рванула. Зарплата российских учителей, даже по официальной статистике, по итогам прошлого года… снизилась! А в некоторых регионах педагоги и вовсе по нескольку месяцев сидели без жалованья. Эксперты уверены: в ближайшее время тенденция будет только усугубляться.

По данным Росстата, в 2017 году зарплата учителей снизилась сразу в четырёх регионах: Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Коми, Пермском крае и Волгоградской области. Впрочем, регионы-аутсайдеры можно было и не выделять – в бедственном положении оказались абсолютно все российские учителя. Средняя зарплата педагогов по итогам прошлого года составила чуть менее 35 тыс. рублей, что всего на 1,6 тыс. рублей больше, чем годом ранее.

Но даже это на самом деле лишь полбеды. Ныне действующая система расчёта зарплат построена таким образом, что ни один педагог не может быть уверенным, что по итогам месяца ему будет начислена конкретная сумма.

Отложенная катастрофа

«Самые большие проблемы в прошлом году были, пожалуй, в Алтайском крае. Там нашим коллегам из Барнаула зарплата просто была уменьшена, – рассказал «Нашей Версии» сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. – Тяжёлая ситуация также сложилась в Пермском крае, в Республике Марий Эл. Проблемы есть и в Курганской области, но там их вроде пытаются решить».

Нынешние проблемы с зарплатами учителей зародились ещё в ходе реформы 2008 года, когда учительскую зарплату было решено разделить на три части: собственно базовый оклад, положенный за 18 часов уроков в неделю, компенсационные выплаты, причитающиеся за дополнительную работу (проверка тетрадей, классное руководство и т.п.), а также стимулирующие выплаты.

По факту получилось так, что гарантированно педагоги могут рассчитывать только на базовый оклад. Компенсационные и стимулирующие выплаты мало того что начисляются по непонятной схеме, так ещё и по воле чиновников могут быть и вовсе отменены.

«В 2016 году стимулирующие выплаты исчезли. Они, скажем так, и прежде не особо-то стимулировали, но всё же получить кусочек пирога при позорной делёжке стимулирующих баллов был определённый шанс, – рассказывает Антон Редикульцев, учитель калганской средней школы из Забайкальского края. – В денежном эквиваленте я и мои коллеги потеряли от 2 до 6 тыс. рублей». Между тем доля стимулирующих выплат в учительской зарплате составляет 20–40%.

Пример забайкальских учителей далеко не единственный. Несколько лет назад шумный скандал с их отменой случился в Белгородской области: региональные чиновники прямо сказали педагогам, что, поскольку школьники плохо сдали ЕГЭ, никаких стимулирующих выплат не будет. Позже их, правда, вернули.

Парадоксально, но факт: возвращать или отнимать стимулирующие выплаты можно на совершенно законных основаниях. «С точки зрения трудового законодательства никаких стимулирующих выплат не существует. Есть либо зарплата, либо премия. Так что стимулирующие считаются премией. А премию – хочу – плачу, хочу – не плачу. Так что за стимулирующими выплатами ты даже в суд не можешь пойти, не будешь же ты требовать, чтобы тебе заплатили премию», – объясняет Всеволод Луховицкий.

По теме

По словам профсоюзного лидера, сегодня курганские учителя, требующие своих денег через суд, в каком-то смысле оказались везунчиками: размер их стимулирующих выплат был прописан в трудовых договорах. Только благодаря этому скандал замять не удалось.

Фиктивные баллы

Что интересно, сама система стимулирующих и компенсационных выплат мало того что выглядит весьма туманно и не имеет чётко прописанных правил, так ещё и может отличаться в разных школах. Общее правило только одно: получить стимулирующие выплаты можно, накапливая так называемые баллы. А вот за что будут давать баллы – в каждой школе решают по-своему. Например, баллы можно получить за дополнительную работу с учениками. Скажем, за подготовку их к олимпиаде. «С точки зрения педагогики и научного обоснования – это чистая фикция. Ни в одной стране мира, нигде и никогда не оценивают работу учителя по таким критериям. Учителя всегда оценивают исключительно по рабочим часам: ты провёл уроки – вот это тебе оплатили. А сказать наверняка, заслуга ли это учителя, что ученик занял первое место на олимпиаде, никогда нельзя. Может, это родители его заставляли книжки читать», – говорит Всеволод Луховицкий.

Но и это не всё. Дело в том, что стоимость баллов постоянно меняется, отчего за одну и ту же работу педагог в разные месяцы может получить по-разному. Кроме того, часть дополнительных занятий с учениками директора школ без труда могут вписать в должностные обязанности учителя, прописав это в трудовом договоре. И тогда никаких выплат не будет положено вовсе.

Туманная ситуация и с компенсационными выплатами. Формально их учитель получает за всю ту работу, которую он делает помимо собственно ведения уроков. Ну, например, классное руководство или кружок. Но опять же, как и в случае с выплатами стимулирующих, закрытого перечня работ по компенсационным выплатам не существует. «Вот, например, должен ли учитель работать с детьми, которые проболели месяц? Они сильно отстали, и учителю часто говорят, что вот теперь с ними надо дополнительно заниматься. Но эти дополнительные занятия ему ведь никто не оплатит», – рассуждает Всеволод Луховицкий.

Легальные манипуляции

Парадоксально, но факт: даже мизерная часть зарплаты, которую учитель получает за 18 часов уроков в неделю, и то величина непостоянная.

Стоимость одного урока варьируется от региона к региону. Скажем, в Самарской области – это чуть больше 100 рублей, в Алтайском крае – 76 рублей, в Москве – 500 рублей. Потому учительские профсоюзы выступают за то, чтобы унифицировать учительскую ставку по всей стране: платить не менее двух МРОТ за базовую ставку 18 уроков в неделю. А дальше пусть каждый регион в зависимости от своего финансового благополучия повышает эту сумму либо оставляет её на минимально установленном уровне. Однако пока что такое предложение выглядит чистой фантазией. В бюджете нет денег даже на то, чтобы рассчитываться с педагогами по ныне действующей куцей системе.

«Сначала, когда эту систему только вводили, в регионы сразу дали деньги. В 2012 году из-за «майских указов» президента выплаты тоже старались повышать. А потом все поняли, что, с одной стороны, денег нет, а с другой – можно легко отчитаться о повышении зарплаты с помощью красивого манипулирования отчётностью», – поясняет Луховицкий.

В итоге, по его словам, при подсчёте средней зарплаты педагогов статистика часто не учитывает количество рабочего времени. А ведь подавляющее большинство российских учителей работают не на одной ставке. Кроме того, при подсчёте средней зарплаты статистика также учитывает те самые стимулирующие и компенсационные выплаты. Но даже при таком раскладе и таких хитроумных подсчётах подправить положение учителей не удаётся в отчётах. Не говоря уже о реальном положении дел.

КСТАТИ

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.03.2018 13:42
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх