Завод по производству троллейбусов в городе Энгельсе «Тролза» оказался на грани банкротства. С начала года на предприятии объявлен простой, а уже через пару месяцев своих рабочих мест могут лишиться 500 из оставшихся 800 сотрудников. К сожалению, ситуация на «Тролзе» отнюдь не уникальна. В похожем положении оказались и другие промышленные предприятия Саратовской области.
В конце апреля заводчане провели акцию протеста с требованием сохранить завод. «Наш коллектив хочет работать. Для нас самое важное – сохранить завод и сплочённый дружный коллектив. С января завод находится в простое. Через два месяца завода может не быть. Времени осталось мало. В интернете мы запустили обращение: «Тролзе» жить», – говорится в заявлении председателя профкома предприятия Людмилы Букиной.
Свои надежды на сохранение завода рабочие связывают с помощью местных властей. До столь плачевного состояния «Тролзу» довёл её нынешний собственник – например, налоговая задолженность компании составляет порядка 90 млн рублей. Несколько недель назад губернатор области Валерий Радаев предлагал передать предприятие региону. «Собственник должен принять все меры для вывода предприятия из такой ситуации. Как вариант предлагается передать акции «Тролзы» государству, – подтверждает депутат Госдумы Николай Панков. – А иначе государство не может помочь заводу. Сейчас часто бизнес пытается получать тройную прибыль за счёт государства. Мы вынуждены заставлять собственников вкладываться в собственные предприятия, пока не началось распиливание завода на металлолом».
Впрочем, если бы проблемы в регионе были только у «Тролзы». Сложное финансовое положение сегодня практически на всех крупных предприятиях области. В частности, задолженности по зарплате имеются на мебельной фабрике всё в том же Энгельсе, на заводе «Тантал» в Саратове, а также на консервном заводе ФСИН в Энгельсе. Общая сумма задолженности по зарплате только на этих трёх заводах составляет 40 млн рублей. А всего в Саратовской области зарплату вовремя не получают почти 5 тыс. человек. С подсчётом суммы задолженности недавно вышел конфуз. На заседании комиссии по вопросам задержки зарплаты при правительстве области звучали данные Саратовстата, согласно которым задолженность по зарплате составляет всего 15,3 млн рублей. А вот по подсчётам Госинспекции труда, сумма задолженности дошла уже до отметки 292 млн рублей. Учитывая известные суммы зарплатных долгов на той же «Тролзе» и других предприятиях, можно утверждать, что в трудовой инспекции куда объективнее оценивают ситуацию.
Парадоксально, но факт: в правительстве РФ все последние годы как будто стараются не замечать проблемы с промышленными предприятиями. Не далее как в середине апреля на встрече президента Владимира Путина с топ-менеджерами крупнейших французских компаний в очередной раз прозвучали победные заявления о 3-процентном промышленном росте.
Такое впечатление, что российские власти просто не заметили, что большинство промышленных предприятий в регионах давно уже идут по пути энгельсской «Тролзы».
Как уже неоднократно писала «Наша Версия», практически все машиностроительные компании закрылись в Оренбургской области. В частности, с прошлого года на грани закрытия балансирует некогда крупнейший машиностроительный завод ОРМЕТО-ЮУМЗ. Долг предприятия на сегодняшний день достиг уже 5,5 млрд рублей, а озвученным ещё в 2014 году планам по модернизации производства так и не суждено было сбыться.
Константин ПОЗДНЯКОВ, заместитель заведующего базовой кафедрой компании PwC Финансового университета при правительстве РФ:
– Проблема закрытия промышленных предприятий имеет колоссальный социальный эффект, особенно для моногородов, и приведёт к росту «гаражной» экономики, трудовой миграции и ухудшению состояния региональной экономики в целом.
Всё это происходит, на мой взгляд, потому, что в государстве пока отсутствует сбалансированная промы-шленная политика и нет должного внимания к развитию производ-ственных компаний несырь-евого сектора.