Версия // Культура // В произведениях современной детской литературы не все мамы идеальны: они боятся крыс, забывают кормить детей и больны алкоголизмом

В произведениях современной детской литературы не все мамы идеальны: они боятся крыс, забывают кормить детей и больны алкоголизмом

5343

Новые писатели выросли из ЖЖ-блогов и соцсетей

В разделе

Рано или поздно, но однажды каждая любящая мама сталкивается с проблемой: что же дать почитать ребенку. Мы знаем и любим Агнию Барто, Виктора Драгунского или Корнея Чуковского. Но при этом современный ребенок воспринимает эти тексты совсем иначе, чем мы – просто-напросто реалии его жизни иные.

Телефон для него - уже не стационарный аппарат, а сотовая связь, в которой ошибиться номером нельзя. Вместо «Мойдодыра» у него акриловая ванна, вместо пера – авторучка или компьютер. Он не понимает, как негритёнок Джим (простите афроамериканец) мог угодить в это самое рабство, и почему он называет Тома Сойера «массой». Он не знает, кто такие большевики и пионеры – из «Динки» Осеевой, «Тимура и его команды» Гайдара. Изменился мир, изменились дети. А, значит, им нужна новая литература.

Сказки о самом главном

А ведь есть огромное количество отличных, современных, замечательных, тонких произведений, и события в них ближе ребенку стократ. Но мы почему-то их не знаем. Причин этому две. Во-первых, огромная разрекламированная популярность западных книг. Так, по данным Российского книжного союза, по рейтингу продаж за 2013 год в топ-10 самых продаваемых книг по детской и подростковой литературе после букварей и развивающих книг вошли: Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» (6 место по объемам продаж), Клайв, Л «Племянник чародея» (10 место по объемам продаж). Других современных авторов там нет.

Вторая причина «неизвестности» современных детских российских писателей, как ни парадоксально, кроется в нашей сильной литературной традиции. Ведь родитель по своей сути весьма осторожен и консервативен. Для начала он всегда хочет порадовать ребенка хорошими проверенными книжками, которые помнит еще из собственного детства. По статистическим данным Российской книжной палаты, и т.д. Современные западные или российские авторы в этот список также не вошли.

И, тем не менее, хорошие новые детские книги есть. Среди них появились интересные «взрослые детские книжки», заставляющие задуматься о самых серьезных вещах. И это скорее, проявление западной литературной традиции - тенденция разговаривать с ребенком на самые серьезные темы. А наша детская литература, если мы говорим о литературе для маленьких, скорее настроена на то, чтобы рассказывать что-то интересное, какие-нибудь занимательные истории. Создавать некие миры. Нам, например, кажется странным обсуждать с ребенком проблему алкоголизма родителей или смерти, а там это норма. Но сейчас эта тенденция меняется. Возьмем, совершенно замечательную книжку Сергея Седова «Сказки про мам: сборник рассказов для семейного чтения»Сборник вошел в шорт-лист литературной премии Baby-НОС. В книжке представлен цикл коротеньких сказок. «Мамы» в сказках Седова далеко не все они идеальны, у них есть страхи и слабости. Одна боится крыс, другая забыла покормить детей, а одна, о, ужас, даже больна алкоголизмом. Кто-то презрительно откажется от чтения такой «сказки», мол, детям вредно знать такие гадости. Зря, конечно. Во-первых, дети же свою маму-алкоголика и спасают от бутылки, а во-вторых, они однажды столкнутся в жизни с этим явлением – что ж замалчивать- то? Сказки Седова близки детскому восприятию жизни, когда с невысокого роста тебе все кажется большим и чуть схематичным - причинно-следственные связей ребенок еще не научился выстраивать, но учится это делать. Ребенок верит, что жизнь может начаться с ошибки, но всегда есть шанс что-то исправить, вылечить маму. Поэтому эти сказки так близки и понятны маленьким читателям.

По теме

Другая книжка о «недетских» проблемах детским языком – это «Выдуманный жучок. Рассказы о больничной жизни» Юлии КузнецовойКнига была удостоена национальной детской литературной премии «Заветная мечта» 2009 года.

Повесть посвящена жизни детей, страдающих от тяжелых заболеваний. Действие происходит в больнице, куда попадает главная героиня 13-летняя Таша-Наташа, "обладательница" шунта, помогающего работе мозга. Не очень веселые декорации для детской книжки. Рядом с ней оказываются умирающие дети, но девочка не взрослеет от горя и страха, а остается нормальной маленькой девочкой. А еще вместе с подругой она учится совершать чудеса для других. А еще в этой книге нет безнадежно плохих людей. И обязательно возникают ситуации, в которых несимпатичный поначалу персонаж проявляется совсем с другой стороны... И много юмора. Ненавязчивого, недемонстративного, "междустрочного"... Автор не дает ответов и не ставит вопросов – она дает возможность подумать. А это, пожалуй, самое важное.

Повесть «Кукла» Геннадия Черкашина - книга о блокадном Ленинграде. Писатель не рисует ужасы войны, здесь другие жесты – в доме, где живет маленькая героиня, много месяцев нет тепла, света, воды, еды, но взрослые находят в себе силы на улыбку и смех, подбадривают маленькую девочку, которая не расстается с куклой, подаренной перед войной дедушкой-профессором. Они пьют их фарфоровых кружек чай «белая ночь». «Белая» потому что это кипяток, лишенный сахара и заварки. Маму и девочку эвакуируют, а когда они возвращаются, в живых уже нет бабушки и дедушки, а все вещи семьи новые хозяева квартиры сдали в комиссионку, в том числе и ту самую куклу. Девочка находит ее в витрине магазина. Каждый день после уроков она прибегает к витрине и разговаривает с куклой, пересказывая ей новости и любимые книжки. И в какой-то момент мама решает, во что бы то ни стало вернуть драгоценную игрушку домой.

Но история заканчивается по-андерсеновски грустно. Мама не успела спасти куклу. Финал горький, но мы явственно чувствуем, что эта тяжкая потеря не сломит маленькую девочку, она сумеет устоять. Как сумели устоять в блокаду, не растерять в себе человеческое естество ее мама, бабушка, дедушка.

Весело и со вкусом

Рынок российской детской литературы гиперконсервативен. 80% продаваемых детских книг — это традиционные сказки и классика. Оставшийся объем продаж приходится на новых авторов, из которых львиная доля — переводные издания для подростков, где сливки снимают Джоан Ролинг, Стефани Майер, Кристофер Паолини, Филипп Пулман, Корнелия Функе и другие. В итоге, на новых отечественных авторов приходится от силы 5—7% рынка детской литературы. В обозримом будущем, возможно, этот процент значительно увеличится, потому что уже сегодня формируется запрос на новую отечественную книгу, с современными литературными приемами, новыми героями и живым языком. Сейчас пришла волна родителей нового поколения, которые сами выросли уже в постсоветский период. Они более свободны в своих предпочтениях. Литературные и родительские блоги самодеятельно создают массу рекомендательных площадок детской литературы, где уже стихийно формируются новые авторские имена. Зарождается новая писательская волна, пока еще не профессиональная, но отчаянная и веселая.

И пионером здесь является Нарине АбгарянРоссийская писательница армянского происхождения начинала творить в ЖЖ. Сейчас ее "Манюня" возглавила ТОП продаж издательства "ЛитРес". Автобиографическая повесть удостоена премии "Рукопись года" в номинации "Язык" и с ней в 2011 году вошла в лонг-лист "Большой книги". В 2011 году вышла вторая часть: "Манюня пишет фантастичЫскЫй роман". В 2012 году — заключительная часть, "Манюня, юбилей Ба и прочие треволнения".

Трилогия про «Манюню» читается легко на одном дыхании и понятна и взрослым, и детям. Деликатно и ненавязчиво книга вводит ребенка в мир детства его родителей, где полиэтиленовый пакет с надписью “Мальборо” — предмет семейной гордости, добытые из-под полы три пары югославских сапог равны по значимости артефактам из компьютерной игры, а предел мечтаний девочек — гэдээровская кукла с широко распахнутыми голубыми глазами. Для нас важны реалии того сладкого советского детства, когда не было границ с Арменией и Грузией, когда никто не задумывался о национальном вопросе. Здесь нет политики, зато с избытком хватает вкуса абрикосового варенья и свежеиспечённого хлеба или терпкого сока травинок, которые буквально-таки рождаются на языке вместе с текстом. Много испачканных туфелек и носочков, бурной любви и войны с сестрами, незаконного, но такого вожделенного самостоятельного купания в речке… Это книга со вкусом детства.

По теме

Еще одним автором смешным, пронзительным и задорным, стала Тинатин Мжаванадзе с книжкой "А также их родители". Тина давно ведёт в ЖЖ дневниковые записи о своей семье - муже-кормильце и двух сыновьях - Сандро и Мишке. Книжка составлена из этих записей: смешные истории мамы двух мальчиков- непосед. Советов, как таковых, в книжке, конечно, нет, но есть важный посыл: относиться к жизни с большей любовью и оптимизмом, смело перешагивая через бытовые мелочи. В целом рецензию на книгу можно выразить в двух словах: читать и улыбаться.

В этом году литературная премия «Ясная Поляна» была вручена за лучшее художественное произведение традиционной формы для детей Юрию Нечипоренко с книгой «Смеяться и свистеть». По словам Юрия, его книга — о советском детстве, совсем другом, чем детство современных детей, более «безопасном». «Книга улучшает состояние человека, и хочется верить, что детский писатель пишет произведения, которые улучшат состояние детей. Мне кажется, что детство является ключом к пониманию мира, — сказал автор. — «Смеяться и свистеть» — первый рассказ, который я написал 25 лет назад, но долго не мог напечатать книгу».

Какнайти любовь к чтению?

Главной же проблемой рынка детской литературы издатели называют оторванность современной литературы от процесса обучения. Во многих странах в школах есть программы классической и современной литературы, причем, рекомендованные министерствами образования списки современных книг меняются ежегодно. Окончательный выбор остается за учителем. Только в России школьные учителя литературы не обязаны следить за книжными новинками. И очень жаль. Потому что есть совершенно замечательные вещи, которые могли бы пригодиться учителю. Например, книга ветерана детской литературы Якова Длуголенского "О былых походах и сражениях". Кстати, удостоенная в 2013 году литературной премии имени С.Я. Маршака. Она рассказывает о важнейших событиях русской военной истории второй половины XVIII-начала XIX веков. Наряду с легендарными военачальниками А.В.Суворовым, М.И.Кутузовым, М.Б.Барклаем де Толли, П.А.Румянцевым в книге оживают такие малоизвестные, но значительные деятели русской военной истории, как В.Х.Дерфельден, О. фон Вейсман, А.Г.Розенберг и др. Автору удалось гармонично вплести в повествование выдержки из документов той эпохи, что позволяет читателю взглянуть на события глазами их современников и делает книгу во многом уникальной.

По мнению Наринэ Абгарян, не стоит списывать нелюбовь к чтению среди детей школьного возраста несовершенством нашей образовательной системы. «Тут все в комплексе, - говорит писательница, - в том числе, и в добросовестности, с которой учителя подходят к своей работе. Ведь если он захочет узнать о новинках детской литературы – узнает обязательно. И ученикам посоветует».

Так что дело за нами, родителями и учителями, только нам остается решать, искать и читать с ребенком, то, что мы считаем нужным. Чтобы, чуть позврослев, ваш сын или дочь могли сами выбирать, что им читать.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.11.2015 18:05
Комментарии 0
Наверх