В Москве полным ходом идёт реализация региональной программы капремонта. Уже в этом году работы будут проведены в каждом 10-м доме столицы. Краткосрочный план предусматривает ремонт в 1933 многоквартирных домах, а также замену 6 тыс. лифтов в 1200 домах.
Как отмечают специалисты, такие темпы капремонта и столь большой объём работ стали возможны в том числе и благодаря тому, что в Москве очень верно и экономически обоснованно просчитали размер взносов за капремонт. При этом в городе действуют широкие меры адресной социальной поддержки, которыми пользуются более 4 млн москвичей. В результате собираемость взносов за капремонт в столице составляет более 92% – это самый высокий показатель в стране.
Все работы по капитальному ремонту проходят под контролем общественности. По предложению мэра Москвы Сергея Собянина была создана городская комиссия по общественному контролю.
В столице при оплате взносов на капремонт действуют широкие меры адресной социальной поддержки, которыми пользуются более 4 млн москвичей.
Важно отметить, что приёмка работ по каждому дому осуществляется комиссиями с обязательным участием представителей собственников, выбранных на общем собрании. Кроме того, в эту комиссию входит уполномоченный депутат районного совета депутатов. «Его подпись также является решающей, если он не согласен, что работы выполнены качественно и в полном объёме, то работы отправляются на переделку и подрядной организации они не оплачиваются», – объясняет первый замгендиректора Фонда капремонта Москвы Дмитрий Лифшиц. На все работы устанавливается гарантийный срок – 5 лет.
В городе реализуется комплексный подход к проведению капремонта, когда в план включаются все системы, требующие ремонта на момент начала работ.
В среднем в доме одновременно ремонтируют 8–9 систем. Кроме того, план по ремонту на текущий год был расширен за счёт включения дополнительных фасадных работ и ремонта систем газоснабжения. На сегодняшний день в рамках краткосрочного плана уже заменили 3,5 тыс. лифтов и отремонтировали более 3 тыс. инженерных систем.
Все работы выполняются с использованием самых современных материалов и новейших технологий. «Мы ставим улучшенного качества запорную арматуру – это шаровые входные задвижки на трубах с горячим и холодным водоснабжением, а также биметаллические радиаторы, – рассказывает главный инженер подрядчика по дому № 48 на улице Академика Павлова Елена Шумилина. – Здесь система теплоснабжения была на старых чугунных радиаторах, мы ставим биметаллические – у них лучше теплоотдача». В доме на улице Академика Павлова работы сегодня находятся уже в завершающей стадии, и к 30 июня ремонт планируется завершить. В доме заменили магистрали холодного и горячего водоснабжения, системы энергоснабжения, водоотведения, канализации и теплоснабжения. Отремонтировали крышу и фасад здания.
Отдельно стоит сказать о новой системе мусоропроводов. Конструкция, которая устанавливается по программе капремонта, предусматривает систему автоматической промывки с помощью дезинфицирующего шампуня. Благодаря этому мусоропровод теперь не только не придётся чистить вручную, но он ещё станет пожаробезопасным устройством: в случае возникновения пожарной ситуации кран открывается и мусоропровод заливается водой. А система очистки такого мусоропровода полностью автоматизирована. «Там есть лебёдка, на которую накручивается большой ёршик, необходимый для того, чтобы прочищать ствол мусоропровода в случае засора», – рассказывает Елена Шумилина.
Подмосковные добровольцы консультируют жителей региона во время онлайн-голосования за места для благоустройства. Оно проходит по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды» (входит в нацпроект «Жилье и городская среда».
Часть работ по капитальному ремонту приходится проводить непосредственно в квартирах собственников. Это касается в том числе и замены радиаторов отопления и труб горячего и холодного водоотведения и т.п. «Не могу сказать, что мы испытали много неудобств, когда в квартире проводились работы, – рассказала жительница дома № 48 по улице Академика Павлова Валентина Чиглякова. – Все неудобства терпимы, когда понимаешь, что после будет лучше. Кроме замены батарей были подведены стояки холодной и горячей воды. Все работы провели очень быстро – буквально за два часа».
По словам представителей подрядной организации, иногда случается так, что собственники не пускают рабочих в квартиру. В этом случае с ними пытаются договориться, убеждают в необходимости ремонта. Однако если собственник настаивает, тогда составляется комиссионный акт отказа в допуске, который подписывают сам житель, старший по дому, а также представитель управы.
Впрочем, как отмечают эксперты, большинство москвичей сегодня сами принимают активное участие в реализации региональной программы. «На горячую линию к нам в комиссию поступает порядка 120 звонков ежедневно. Люди задают разные вопросы. Но чаще звонят не столько пожаловаться, сколько уточнить какие-то моменты, например связанные с получением льгот и субсидий», – отмечает член Общественной палаты Москвы Валерий Семёнов.