// // В Калининграде собирают «КИА» весьма странными способами

В Калининграде собирают «КИА» весьма странными способами

131

АВТОТОРмоз экономики

В Калининграде собирают «КИА» весьма странными способами
В разделе

Сегодня только и слышим о престиже и имидже российского автопрома. Сравнивать наши автомобили с иномарками сейчас не хочется, но уже ни для кого не секрет, что именно за иномарками будущее. А в связи с высокими пошлинами на ввозимые автомобили иностранные концерны всё активнее стали заключать с российской стороной выгодные контракты на сборку машин на наших заводах. Автолюбитель от этого только выигрывает, но не всегда истинное положение дел оказывается таким, каким его видят зарубежные инвесторы. Сегодня наш разговор о компании «Автотор». Той самой, где собирают свои автомобили «КИА», «БМВ» и «Дженерал Моторс». По имеющейся у нас информации, у компании, в которую идут серьёзные финансовые потоки из-за рубежа, далеко не всё в порядке. Деятельность руководителя калининградского «Автотора» Владимира Щербакова — один из примеров того, как некоторые на протяжении всей своей деловой жизни успешно пользовались и продолжают пользоваться сомнительными методами, позволяющими получить огромную прибыль, не платя налогов.

Успеху карьеры г-на Щербакова в советские годы можно только позавидовать. Уже к 1991 году он стал первым заместителем премьер-министра СССР Валентина Павлова. Одновременно он возглавил союзное Министерство экономики и прогнозирования, созданное вместо Госплана. В сентябре 1991 года Владимир Щербаков зарегистрировал фонд «Интерприватизация». Основной целью фонда являлось обеспечение комплексной разработки, организации и продвижения инвестиционных и приватизационных проектов в России, странах СНГ и Восточной Европы.

Известно, что в 1995 году Владимир Щербаков активно занимался политической деятельностью по созданию на базе Российской объединённой промышленной партии избирательного блока «Союз труда». По информации интернет-сайта Compromat.ru, в один из дней ему на факс поступило некое письмо, автор которого сообщал о наличии у него подлинников документов о противоправной деятельности фонда «Интерприватизация», связанной с присвоением государственных денежных средств в схемах по возврату долгов бывшего СССР, выведении активов за рубеж и оформлении их на подставных лиц (западных адвокатов), неуплате налогов с фактически полученных доходов. Речь шла о суммах в сотни миллионов долларов. Эту информацию он должен был либо опровергнуть, либо уйти с политической арены. Он выбрал второй вариант.

Правда, нельзя сказать, что это был уход «в никуда». Г-ну Щербакову удалось сохранить «заработанный» капитал, который, по некоторым оценкам, составлял около $0,5 миллиарда. И уже довольно скоро, в 1996 году, в Особой экономической зоне (ОЭЗ) Калининградской области было зарегистрировано предприятие «Автотор». Предполагалось, что на нём будет производиться так называемая отвёрточная сборка автомобилей иностранного производства, а льготное налогообложение позволит «Автотору» быстро встать на ноги. Вскоре предприятие заключило первые контракты с корейским автогигантом «КИА», а затем к нему присоединились именитые «БМВ» и «Дженерал Моторс».

Любопытный факт: производственные мощности были построены вовсе не на «заработанные» г-ном Щербаковым миллионы, а на льготные кредиты. Если вспомнить темпы инфляции в те годы, то «Автотор» построился фактически задарма.

Не стоит забывать и о помощи инвесторов. По информации того же Compromat.ru, кредит в $30 млн., которые г-ну Щербакову предоставили доверчивые корейцы, он до сих пор не вернул. А помимо официально ввозимых сборочных комплектов в Россию стали поставлять разобранные готовые автомобили. С новеньких «КИА» попросту снимали колёса и бамперы, затем перевозили их в Калининград и прикручивали детали обратно. Затем автомобили выдавали за собранные по договору и пускали на реализацию. В соответствии с таможенным и налоговым законодательством сборочные комплекты облагаются гораздо меньшими пошлинами, чем ввозимые автомобили. Поэтому прибыль от каждой ввезённой таким образом иномарки составляла до $5 тысяч! А ведь таких автомобилей было несколько тысяч в год...

Эта деятельность не могла остаться без внимания правоохранительных органов, поэтому в 2000 году УФСНП по Калининградской области было возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организаций). Через связи в местной прокуратуре Щербакову удалось прекратить это дело, в июне 2001 года УФСНП вновь возбудило уголовное дело № 26141 по той же статье. Но и это дело было прекращено. Однако следующую атаку Щербакову отбить не удалось. В результате проведённой проверки были выявлены серьёзные правонарушения «Автотора», и уже в июне 2004 года Балтийская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело № 30030 по фактам уклонения от уплаты таможенных пошлин и налогов. Правда, это дело Щербакову тоже удалось прекратить, после чего «Автотором» занялась Генпрокуратура.

По теме

Тогда в СМИ активно стали появляться публикации об «успехах» «Автотора», прозрачности бизнеса компании и светлых перспективах на будущее. Среди защитников Щербакова были имена депутата Госдумы Валерия Драганова, президентского полпреда в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова, а также помощников президента Сергея Приходько и Сергея Ястржембского.

Но это далеко не все скандалы, связанные с именем г-на Щербакова. Не смог он найти общий язык и с губернатором Калининградской области Владимиром Егоровым. В одном из своих интервью Щербаков обвинил Егорова в бездарном управлении регионом, сказав, что Калининградская область развращена и разворована. А ведь налоговыми преимуществами области активно пользовался не кто иной, как Щербаков...

Губернатор на подобные высказывания обиделся и пригрозил даже подать на Щербакова в суд за неполиткорректное поведение. Кроме того, он пообещал руководству «Автотора» лишить предприятие положенных льгот, что могло существенно подорвать авторитет предприятия в глазах иностранцев.

Кстати, по мнению депутата Калининградской областной думы Игоря Рудникова, действия руководителей «Автотора» на протяжении восьми лет наносят ущерб Калининградской области. Ведь, когда предприятие только приступило к своей деятельности, Щербаков неоднократно заявлял в местной прессе, что собирается развивать автосборочное предприятие в области, в связи с чем он и нуждается в налоговых льготах, которые позволяют осуществлять поставку комплектующих, минуя таможенные сборы. А это 30—40% общей суммы. Тогда он говорил, что предприятие будет работать с мощностью 40 тысяч автомобилей ежегодно. Администрация Калининградской области пошла ему навстречу, приняв закон о государственной поддержке инвестиционного проекта создания производства автомобилей, мото- и велотехники в области, в соответствии с которым предприятие и стало льготным. Однако на деле «Автотор» работает с гораздо меньшей мощностью и на нём занято не более тысячи рабочих.

А ведь всё это существенно подрывает не только имидж Калининградской области. Речь идёт об имидже всего российского автопрома в глазах иностранных инвесторов, которые, прежде чем заключать новые контракты, должны видеть, насколько эффективно работают старые.

Опубликовано:
Отредактировано: 02.11.2016 22:11
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наверх