Версия // Общество // В 2021 году подводную лодку К-3 доставили в Кронштадт для установки в музей

В 2021 году подводную лодку К-3 доставили в Кронштадт для установки в музей

5008

Возвращение атомохода

В 2021 году подводную лодку К-3 доставили в Кронштадт для установки в музей
В разделе

В каждой стране с морской историей есть знаковые корабли и суда, которые олицетворяли новую эпоху. Для Советского Союза 50–60-х годов ХХ века это был атомный ледокол и атомные подводные лодки. Атомный ледокол «Ленин» проекта 92 с 1989 года стоит в Мурманске, недалеко от Морского вокзала в качестве музея. Надо сказать, что это один из самых посещаемых музеев города и области. С первыми атомными подводными лодками проекта 627 и 627А шифр «Кит» все оказалось сложнее.

Сюжет: Армия

Только в 2021 году головную атомную подводную лодку проекта 627 К-3 «Ленинский комсомол», после долгих дебатов о её судьбе, доставили в Кронштадт, где в рамках музейного комплекса «Остров фортов» будет открыт военно-морской музей, в котором первый атомоход страны займет достойное место. В этой статье мы расскажем о судьбе первой советской атомной подводной лодки К-3.

Двойное соревнование

После Берлинского кризиса 1948 года началась «холодная война» и гонка вооружений. Но в рамках этой гонки были две темы, которые стороны делали достоянием широкой общественности. Это космическая пилотируемая программа и строительство подводных лодок с ядерной энергетической установкой. С космосом вначале у американцев не получалось. Их ракеты-носители «Атлас» взрывались на старте, в то время как в СССР были запущены первый спутник, спутники с собаками, и совершил полет Юрий Гагарин. В США отыгрались на атомных субмаринах. В силу специфики политической жизни в США, в стране широко освещалась постройка и спуск первой в мире атомной подводной лодки «Наутилус» USS «Nautilus» SSN-571 Лодку спустили на воду 21 января 1954 года, а 17 января 1955 года с лодки пришла радиограмма: «Идём на атомной энергии». 3 августа 1958 года «Наутилус» стал первым в истории кораблем, который достиг Северного полюса под водой.

В Советском Союзе ответ готовился по двум направлениям. Во-первых, был построен и успешно эксплуатировался первый ледокол с ядерной энергетической установкой «Ленин». Это строительство велось максимально открыто (по советским меркам, разумеется). После постройки и поднятия флага, «Ленин» несколько дней стоял на Неве, чтобы все желающие могли на него посмотреть.

К-3 Ленинский комсомол
(фото: Wikimedia Commons/pliskin1)
К-3 Ленинский комсомол (фото: Wikimedia Commons/pliskin1)

Проектирование и строительство К-3

Проектирование и строительство первой советской атомной подводной лодки проекта 627 велось в режиме абсолютной секретности. При проектировании лодки произошло одно любопытное событие. Заказчик (в лице Министерства обороны) хотел вооружить лодку единственным торпедным аппаратом с единственной огромной торпедой Т-15. Калибр такой торпеды был 1550 мм, общая длина 24 метра, масса 40 тонн. В определенном смысле, это был прообраз современного «Посейдона». Лодка с такой торпедой должна была подойти к американскому побережью и выпустить её. Атомный взрыв создавал ядерное цунами, которое уничтожало бы город. Но даже самые современные лодки того времени могли нести только одну такую торпеду. После взрыва погибала бы и наша лодка. Понимая все это, руководство ВМФ СССР сумело добиться отказа от использования этого оружия и вооружить первый атомоход стандартными торпедными аппаратами калибра 533 мм с включением в состав применяемых торпед атомной торпеды Т-5. По своей сути первый советский атомоход был многоцелевой атомной торпедной подводной лодкой.

По теме

Главным конструктором лодки был известный советский конструктор Владимир Николаевич Перегудов. До «Кита», Перегудов был главным конструктором средних дизель-электрических подводных лодок проекта 613 – самых массовых лодок в советской истории – всего было построено 215 подводных лодок этого проекта. Специфика же проекта 627 заключалась в том, что у этой лодки было два создателя – саму лодку проектировал и строил Владимир Перегудов, а атомную силовую установку для неё – физик-ядерщик, академик Анатолий Петрович Александров. Первоначально рассматривалась возможность установки на лодку водо-водяного реактора и реактора с жидкометаллическим теплоносителем. В конечном итоге было решено на АПЛ К-3 установить водо-водяной реактор, а на К-27 – реактор с жидкометаллическим теплоносителем.

С самого начала работ было принято решение корпус лодки проекта 627 проектировать «с нуля», под эксплуатацию с ядерной силовой установкой. Американцы к тому времени ввели в строй свой «Наутилус» и «Си вулф». Корпуса этих лодок представляли собой увеличенные и переделанные корпуса дизель-электрических подводных лодок. Последующие серии своих атомоходов американцы строили в специально спроектированных корпусах. Перегудов настоял, чтобы в специально спроектированном корпусе была использована компоновка удачной большой дизель-электрической подводной лодки проекта 611. Эти решения привели к тому, что скорость подводного хода у советских лодок проекта 627 была выше, чем у американского «Наутилуса» – на испытаниях К-3 достигла подводной скорости в 28 узлов (около 52 км/ч) без выхода реактора на полную мощность.

Но были и некоторые отрицательные стороны проекта. Так, например, на лодке отсутствовало швартовное оборудование (предполагалось, что в базе буксиры будут подводить лодку к причалу). Не было даже якорного устройства. Несколько лет лодка эксплуатировалась без него. Не было и аварийных дизель-генераторов. Все недоработки были учтены на серийных лодках, поэтому только головная К-3 была построена по проекту 627. Все остальные лодки серии строились по скорректированному проекту 627А. Фактически, К-3 была опытовой лодкой, хотя и числилась в списках боевых субмарин.

Лодка была заложена 24 сентября 1955 года на заводе №402 в Северодвинске – сегодня ОАО ПО «Севмаш». 9 августа 1957 года её спустили на воду. Спускали атомоход в режиме жесточайшей секретности. Все выступающие части лодки были накрыты брезентом, или закрыты деревянными каркасами. Реакторы запущены в сентябре 1957 года. Лодка была включена в состав Северного флота 1 июля 1958 года, а уже через три дня, 4 июля начала движение под ядерным реактором. Годом ранее, в 1957 году был запущен первый советский спутник.

В составе Северного флота

12 марта 1959 года К-3 вошла в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок. Местом базирования атомохода первоначально был Северодвинск. Поскольку лодка была знаковая, 9 октября 1962 года ей присвоили название «Ленинский комсомол». Это название перешло от североморской «малютки» М-106. Вообще, в те времена имя собственное для подводной лодки было редкостью. Тогда субмарины имели номера, состоящие из буквы и цифр. Забегая вперед скажем, что в последние годы службы лодку переклассифицировали из крейсерской в большую. Соответственно, изменился её номер – вместо К-3 лодка стала называться Б-3.

Первой большой задачей новой подводной лодки стал ответ на полярные подледные походы «Наутилуса». Американцы только с пятого раза смогли достичь Северного полюса. К тому же во время подледного плавания «Наутилус» несколько раз всплывал в полынье. К-3 была поставлена задача пройти подо льдами, не всплывая, и только достигнув точки Северного полюса найти полынью и всплыть.

По теме

Еще до этого полярного похода лодка перешла из Северодвинска в Западную Лицу, на место постоянного базирования. В 1961 году К-3 вышла на первую Боевую службу в Атлантический океан. Только после того как экипаж полностью освоился с лодкой, наступила очередь полярного похода. С 11 по 21 июля 1962 года впервые в истории советского флота лодка под командованием капитана 2 ранга Жильцова Льва Михайловича совершила подлёдное плавание, во время которого дважды проходила через точку Северного полюса. Было совершено одно всплытие в полынье в районе полюса. Экипаж водрузил на полюсе флаг СССР и сыграл в футбол. При возвращении в Йоканьгу, К-3 встречали Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев и Министр обороны Родион Яковлевич Малиновский. Руководителю похода, командиру лодки и командиру БЧ-5 присвоили звание Героя Советского Союза. Весь экипаж К-3 был награжден орденами и медалями.

Технические проблемы

Как мы говорили, К-3 была головной лодкой, и, по сути, опытовым кораблем. Есть такой термин – «опытная эксплуатация». Как правило, он применяется к кораблям принципиального нового типа и означает, что, несмотря на то, что корабль находится в составе флота, он имеет некоторые ограничения по эксплуатации техники, которая еще не доведена до уровней серийных образцов. Лодка строилась в спешке, и очень многие системы корабля требовали наладки, доделок, переделок и даже ремонта. Ситуацию спасало то, что экипаж лодки был очень квалифицирован. Ведь многие офицеры присутствовали при постройке субмарины, и знали все её слабые места. Многие сложные ремонтные работы офицеры лодки проводили самостоятельно.

Проблемой для К-3 являлись неудачно спроектированные парогенераторы. Из-за микроскопических трещин происходила утечка воды в радиоактивном контуре реактора. Ресурс безопасной работы парогенератора составлял 3 000 часов. Во время похода подо льдами Северного ледовитого океана мощность реактора пришлось ограничить 60% из-за выходивших из строя парогенераторов. Участились случаи облучения экипажа лодки. Многих членов первого экипажа прямо с пирса увозили санитарные машины. Но из-за секретности диагноз «лучевая болезнь» морякам не ставился.

С февраля 1963 по октябрь 1965 К-3 простояла в ремонте. Был полностью заменен реакторный отсек. Ядерное топливо выгружено, а отсек затоплен в заливе Абросимова. В ходе проведения этого ремонта лодка получила новый навигационный комплекс «Сигма» и новые системы управления.

8 сентября 1967 года во время боевого дежурства в Норвежском море на К-3 произошел пожар в 1-м и 2-ом отсеках лодки. Лодка самостоятельно вернулась на базу.

Окончание службы

В конечном итоге подводники научились безаварийно эксплуатировать атомные субмарины. Но лодки проекта 627 и 627А имели один существенный недостаток – они были очень шумными. Американские гидроакустики называли советские атомоходы первого поколения «ревущими коровами». Когда лодки выходили на Боевую службу, противолодочные средства НАТО обнаруживали их на максимальных дистанциях. Эту проблему – шумность – удалось устранить только на подводных лодках третьего поколения. Поэтому в начале 90-х годов лодки 627 проекта стали выводить из состава флота. В 1991 году была выведена из состава Северного флота и К-3 (к тому времени она стала Б-3) В конце 2002 года её для утилизации доставили в Полярный на СРЗ-10, а в 2005 году перевели на завод «Нерпа». Вот с этого времени и началась борьба за сохранение первой советской атомной подводной лодки в качестве музейного экспоната. КБ «Малахит» разработало соответствующий проект. Несколько раз Морская коллегия РФ меняла своё решение. Причина – отсутствие необходимых средств.

Последний поход

Только в октябре 2020 года стало известно, что принято окончательное решение о том, что К-3 «Ленинский комсомол» станет главным экспонатом в Музее военно-морской славы в Кронштадте. В Санкт-Петербурге уже есть две подводные лодки музеи – дизель-электрические лодки Д-2 «Народоволец» серии I и С-189 проекта 613. К-3 станет третьей подводной лодкой-музеем. На Севере на К-3 восстановили легкий корпус, вставили имитатор отсека с ядерным реактором и подготовили к длительной буксировке.

В СССР была отработана схема перевода боевых кораблей и подводных лодок по внутренним водным путям с одного флота на другой. Об этом смотри статьи «Экспедиции особого назначения. Первые походы» и «Экспедиции особого назначения. «Холодная война»» В 70-е – 80-е годы ХХ века перевод подводных лодок из Горького (Нижний Новгород) и Ленинграда на Северный и Черноморские флоты, а также из Комсомольска-на-Амуре на Тихоокеанский флот осуществляли в специальных транспортных плавучих доках – ТПД. В свое время было построено около десяти ТПД для транспортировки подводных лодок по внутренним водным путям. Сегодня эти доки списаны. В строю находятся 3 ТПД. Один их них «Сухона» используется в Северодвинске на заводе «Севмаш», второй – большой ТПД «Зея» – в Комсомольске-на-Амуре для перевода с завода во Владивосток надводных кораблей до корвета включительно. Третий ТПД «Свияга» проекта 22570 построен относительно недавно для Главного управления глубоководных исследований – ГУГИ. Его габариты позволяют транспортировать подводные лодки по Беломоро-Балтийскому каналу. Вот его и решили использовать для перевода К-3 с Севера на Балтику, в Кронштадт. Операция прошла штатно, без сбоев и происшествий, и в сентябре 2021 года «Свияга» под проводкой буксиров дошла до Кронштадта, где и спустила на воду К-3. Сейчас лодка находится на Кронштадтском морском заводе, где на ней проводят ремонтно-восстановительные работы и переоборудуют лодку в корабль-музей. Чтобы перевести её к месту установки и потом возвести над лодкой здание музея, прорабатываются два возможных варианта. Первый – это перевод по земле на специальных тележках. Второй – прорытие специального канала.

Музейный комплекс «Кронштадт – город фортов» пополнится еще одним уникальным экспонатом. Уже сегодня можно посетить эсминец «Беспокойный» проекта 956. ракетный катер Р-47 проекта 12411, батискафы и сверхмалые подводные лодки.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.03.2022 11:59
Комментарии 0
Наверх