Версия // Общество // Экспедиции особого назначения (ЭОН) в ВМФ СССР продолжались 24 года

Экспедиции особого назначения (ЭОН) в ВМФ СССР продолжались 24 года

8445

Экспедиции особого назначения. «Холодная война»

ЭОН в ВМФ СССР продолжались 24 года
(фото: Wikimedia Commons/lite)
В разделе

В 30-х годах были отработаны переходы боевых кораблей и подводных лодок между Балтийским, Северным и Тихоокеанским флотом. Моряки освоили переходы по Беломоро-Балтийскому каналу (ББК) и Северному морскому пути. Стало реальным, в случае необходимости, перевод кораблей с одного флота на другой. Этой возможностью воспользовались в Великой Отечественной войне и в послевоенное время.

Сюжет: Армия

ЭОН во время Великой Отечественной войны

ЭОН-11 и ЭОН-15

На начальном этапе Великой Отечественной войны, в августе-сентябре 1941 года, из Ленинграда на Северный флот были переведены новые, построенные перед началом войны подводные лодки. Задачей ЭОН-11 был перевод на Север боевых кораблей и подводных лодок, среди которых была крейсерская подводная лодка К-21 (серия XIV). Сегодня – К-21 – лодка-музей в Североморске. Планами по ЭОН-15 предусматривался переход на Северный флот 20 подводных лодок – крейсерских, средних и подводных минных заградителей. Однако, обстановка на фронтах сложилась так, что по ББК успели перейти только 6 лодок – крейсерские подводные лодки К-3, К-22(серия XIV), подводные минные заградители Л-20, Л-22 (серия XIII) и средние подводные лодки С-101 и С-102 (серия IX-бис). Лодки вышли из Ленинграда 6 августа, пришли в Беломорск 30 августа, а 8 сентября замкнулось кольцо блокады Ленинграда. ЭОН-15 был расформирован.

ЭОН-16 и ЭОН-17

В воюющей стране статус экспедиций особого назначения был присвоен и переходам боевых кораблей по внутренним водным путям страны. Одним из центров постройки подводных лодок в СССР был горьковский судостроительный завод «Красное Сормово» В сентябре 1941 года было принято решение перевести недостроенные подводные лодки из Горького (сегодня Нижний Новгород) по Волге в Баку. Там на местных судостроительных заводах проводили их достройку и испытания. Перевод лодок проходил в рамках ЭОН-16.

ЭОН-17. После того, как вскрылся лед на Волге, произвели перемещение подводных лодок в обратном направлении. Малые подводные лодки из Баку перешли в Астрахань. Из Астрахани лодки дошли до Горького, откуда их по железной дороге доставили в Молотовск (ныне Северодвинск). После спуска на воду, «малютки» вошли в состав Северного флота.

ЭОН-18

Настало время Тихоокеанскому флоту помочь североморцам. В 1942 году было принято решение для усиления Северного флота перевести на север лидер эсминцев «Баку» (проект 38) и три эсминца проекта 7 – «Разумный», «Разъяренный» и «Ревностный». Переход планировался по Северному морскому пути. Особенностью этой экспедиции было то, что наряду с четырьмя эсминцами в состав каравана входили торговые суда со стратегическими грузами из США. 15 июля корабли вышли из залива Петра Великого в Японское море. Караван миновал Татарский пролив. После захода в бухту Де-Кастри – сегодня залив Чихачева – корабли вышли в Амурский лиман. Там, в густом тумане, эсминец «Ревностный» столкнулся с транспортом «Терней». В результате столкновения эсминец получил повреждения форштевня – он погнулся – по длине около 10 метров. Поврежденный эсминец отбуксировали в Советскую гавань, где в доке ему отрезали поврежденную носовую часть и приварили новую. Уже через 10 дней эсминец вышел из дока, и был готов продолжить переход, но караван уже ушёл достаточно далеко. Командование флота решило не задерживать караван, и оставить «Ревностного» на Тихом океане. В районе Первого Курильского пролива, находящиеся в дозоре японские эсминцы заметили ЭОН-18. Судя по всему, именно с этих японских кораблей и была передана информация о караване в Германию.

По теме

В состав ЭОН-18 кроме лидера и двух эсминцев входили 6 транспортных судов, два судна обеспечения (транспорты «Волга» и «Кузнец Лесов») и два линейных ледоколов «Анастас Микоян» и «Лазарь Каганович» проекта 51. При прохождении Северного морского пути помощь каравану оказывали линейные ледоколы «Адмирал Лазарев» и «Красин». Для перехода в Арктике, эсминцы подготовили по схеме, использовавшейся в ЭОН-3. На корабли одели «противоледовые шубы» (Деревянная конструкция из брусьев 100 мм на 100 мм, обшитых стальными листами толщиной от 5 до 15 мм) и заменили штатные гребные винты на специальные арктические. Вооружение не снимали, так как шла война. 15 июля 1942 года корабли вышли из Владивостока, 14 октября караван пришел в Главную военно-морскую базу Северного флота во время войны – Полярный.

Кригсмарине, имея информацию от японцев о переходе, спланировал операцию «Вундерланд» – «Wunderland» – «Страна чудес». Целей у операции было две: уничтожение ЭОН-18 и разрушение арктических портов СССР. Тяжелый крейсер – «карманный линкор» «Адмирал Шеер» при поддержке пяти подводных лодок вошел в Карское море. Об этой операции есть много информации в интернете. Итогом рейда «Адмирала Шеера» стало потопление ледокольного парохода «Александр Сибиряков» и обстрел порта Диксон. Ответный огонь береговой батареи и кораблей, стоящих в порту, заставил командира «Шеера» отступить. С ЭОН-18 рейдер не встретился – караван слишком долго пробивался через льды Арктики. Но еще одну потерю советский флот понёс. Подводная лодка U-592 выставила минное заграждение – 24 мины – в проливе Югорский Шар. Именно через него должна была пройти ЭОН-18. Эсминцы благополучно прошли пролив, но 14 октября на одной из этих мин подорвался транспорт «Щорс».

После снятия «шубы» и замены гребных винтов, эсминцы вошли в состав Северного флота.

ЭОН-19

Северный флот вёл активные боевые действия, и, к сожалению, нес потери. Пополнить его за счёт Балтийского и Черноморского флотов, по понятным причинам, было нельзя. Поэтому, вслед за переводом трех эсминцев, с Тихоокеанского флота было решено перевести шесть подводных лодок. Переход запланировали через Тихий океан, Панамский канал и Атлантику. В состав ЭОН-19 вошли два подводных минных заградителя, которые базировались в Петропавловске-Камчатском Л-15 и Л-16 (серия XIII) и шесть средних подводных лодок, которые базировались в Приморье С-51, С-54, С-55 и С-56 (серия IX-бис). Общее руководство переходом было возложено на капитана 1 ранга А.В. Трипольского. Лодки шли парами по одному маршруту: Датч-Харбор (база ВМС США на Алеутских островах) – Сан-Франциско – Панамский канал – Галифакс – Великобритания – Полярный. ЭОН-19 была единственной экспедицией, в которой были потери. 11 октября 1942 года на переходе, при подходе к Сан-Франциско, японская подводная лодка I-25 торпедировала и потопила Л-16. Остальные пять советских субмарин без потерь завершили переход длиной 17 000 морских миль – 31 500 км.

ЭОН-22

Завершилась Вторая мировая война. Союзники по антигитлеровской коалиции разделили между собой уцелевшие боевые корабли фашисткой Германии. В соответствии с Потсдамским соглашением, в июле – октябре 1946 года, корабли, доставшиеся Советскому Союзу, совершили переход по маршруту: Свинемюнде – Росток – Фалмут – Гибралтар – Ла-Валетта – Стамбул – Севастополь. Никаких происшествий во время этого перехода не было, все корабли благополучно пришли в Севастополь.

ЭОН-49, ЭОН-52, ЭОН-53, ЭОН-54/64, ЭОН-65, ЭОН-66, ЭОН-57

По теме

В конце 40-х и в 50-е годы ХХ века были организованы несколько экспедиций по пополнению состава Тихоокеанского флота новыми боевыми кораблями и подводными лодками. На полную мощь заработал завод в Северодвинске и судостроительные заводы Ленинграда и Горького. Построенные на них подводные лодки по ББК переводились в Белое море, а оттуда по Северному морскому пути, в Тихий океан.

ЭОН-49. Эта экспедиция была вынуждена зазимовать в Тикси. Поэтому продолжалась она два года – 1949 и 1950. В ней принимали участие три подводные лодки С-21, С-22, С-24 (серия IX-бис).

ЭОН-52 – переход подводных лодок.

ЭОН-53. Август – сентябрь 1953 года. Кроме подводных лодок на Тихоокеанский флот переводили и надводные корабли. В состав этой экспедиции вошли 8 тральщиков проекта 254 – «Иван Рогов», Т-54, Т-55, Т-56, Т-57, Т-59 Т-60 и Т-61. Кроме них в составе экспедиции были семь рыболовецких траулеров типа «логгер» калининградской постройки. Все корабли дошли благополучно, правда, рыбаки не получили ни одного траулера – все они были переданы Тихоокеанскому флоту, и использовались как военные транспорты и разведывательные корабли.

ЭОН-54/64. На флот стали поступать новые подводные лодки проекта 613. Эта экспедиция была последней, в состав которой вошли, как субмарины довоенных проектов (С-56, С-102, С-103, С-104 серия IX-бис), так и новые лодки проекта 613 – С-140, С-141, С-145, С-150. С-56 стала Гвардейской Краснознаменной лодкой. Сегодня она установлена как музей на Корабельной набережной Владивостока.

ЭОН-65, ЭОН-66, ЭОН-57. История переводов боевых кораблей в рамках экспедиций особого назначения, близилась к своему логическому финалу. Можно отметить ЭОН-66 – самую большую экспедиции. В состав ЭОН входили 45(!) боевых кораблей и гражданских судов. Переход совершили два крейсера проекта 68-бис «Адмирал Лазарев» и «Александр Суворов», плавбаза подводных лодок «Нева», 5 сторожевых кораблей проекта 50, 2 подводные лодки проекта 611 и 10 лодок проекта 613, 12 тральщиков, 12 больших охотников проекта 122-бис, 8 транспортов, новый флотский танкер финской постройки «Конда», 3 рыболовных траулера типа СРТ. Сопровождал эту громаду практически весь ледокольный флот, 7 линейных ледоколов, который в то время находился на Севере. Переход был сложным. 8 подводных лодок проекта 613 были вынуждены зазимовать на реке Колыме в деревне Нижние Кресты в 1956 – 1957 годах. До Петропавловска-Камчатского они дошли только осенью следующего года. 4 подводные лодки были отправлены назад, в Полярный. Свой поход они повторят на следующий год. Один большой охотник чуть не раздавило льдами.

Вторым важным событием стало участие гражданского ведомства – Министерства рыбной промышленности – в перегоне небольших рыболовецких сейнеров на Дальний Восток. Сейнеры типа МРС строились в Петрозаводске, по ББК они выходили в Белое море, а оттуда большими караванами под проводкой ледоколов шли на восток. Одним из перегонных капитанов был известный писатель Виктор Конецкий, который написал книгу «Завтрашние заботы» об этой перегоне. Удивительно, но по этой книге было снято целых три художественных фильма – «Завтрашние заботы» в 1962 году, «Перегон» в 1984 году и «Завтрашние заботы» в 2008 году.

Экспедиция особого назначения по подъёму подводной лодки

Это отдельная история, не связанная с межфлотскими переходами боевых кораблей. В 1961 году на Северном флоте погибла ракетная дизель-электрическая подводная лодка С-80. Для её подъёма было построено специальное спасательно-подъёмное судно «Карпаты». Все корабли, участвовавшие в подъёме С-80, были включены в ЭОН. Некоторые источники указывают, что это был ЭОН-10, но этот номер был присвоен ЭОН по переводу Щ-423. Подробно об этом смотри статью «Роковая ошибка трюмного машиниста»

Заключение

Эпоха экспедиций особого назначения завершилась в 60-е годы ХХ века. Технические возможности кораблей и судов стали позволять совершать межфлотские переходы без тех сложностей, которые преодолевали моряки в 30-х – 40-х годах. Каждый флот получил свой центр судостроения, позволяющий строить корабли для своего флота. Атомные подводные лодки переходят с Северного флота на Тихоокеанский флот подо льдами Северного Ледовитого океана, не всплывая на поверхность. Еще в 70-х годах Северный Морской путь стал постоянно работающей морской магистралью, и в наши дни боевые корабли и вспомогательные суда регулярно совершают переходы с запада на восток и наоборот. Но опыт, полученный при проведении ЭОН остался, и помогает современным морякам преодолевать льды Северного Ледовитого океана.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.12.2021 12:00
Комментарии 0
Наверх