Версия // Общество // Межфлотские переходы в советском флоте обозначались ЭОН

Межфлотские переходы в советском флоте обозначались ЭОН

6005

Экспедиции особого назначения. Первые походы

Межфлотские переходы в советском флоте обозначались ЭОН
(фото: Wikimedia Commons/DL24)
В разделе

Российский императорский, советский военно-морской флот, ВМФ современной России, имеет одну особенность, отличающего его от флотов других стран. Наш флот состоит из четырех флотов – Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского – и Каспийской флотилии. В советское время флотилий было две. В 1995 году Амурскую флотилию передали пограничникам, и она стала Амурской пограничной речной флотилией.

Сюжет: Армия

Разброс флотов по периметру огромной страны подразумевал переброску при необходимости кораблей с одного флота на другой. В советский период эти переброски носили название Экспедиций особого назначения, и имели гриф секретности. В этой статье мы расскажем об истории ЭОН в советском военно-морском флоте.

ЭОН-1 и ЭОН-2

Строительство Беломоро-Балтийского канала – ББК – в Советском Союзе считали стройкой стратегической. Канал построили заключенные ГУЛАГа. При строительстве погибло много людей. Канал работал в режим повышенной секретности. Достаточно сказать, что туристам круизных теплоходов запрещали снимать шлюзы канала. Это единственный канал в европейской части страны, где действовал такой запрет. Его отменили только несколько лет назад. ББК соединял Онежское озеро, Выгозеро, несколько малых озер с Белым морем. По маршрутку канала было построено 19 шлюзов. В начале XXI века канал модернизировали. Стратегический замысел состоял в том, что канал давал возможность перебрасывать военные корабли из Балтийского моря на Север в тайне, по своей территории. Считалось, что путь вокруг Скандинавского полуострова лишает переброску скрытности, и что он будет дольше по времени.

В наши дни историки спорят о стратегической ценности канала. Дело в том, что, во-первых, канал имел ограничения по глубинам, и без проблем его проходили только речные суда. Для прохода по ББК эсминцев и сторожевых кораблей с них для уменьшения осадки снимали всё вооружения (пушки и торпедные аппараты), а также винты и рули. Сами корабли проходили канал в специальных доках. А во-вторых, размеры шлюзов лимитировали длину боевых кораблей, которые можно было перевести по каналу на Север. Сам перевод представлял собой длительный процесс. Сначала в Ленинграде с кораблей снимали вооружение, винты, рули, и помещали их в специальные транспортные плавучие доки. Потом эти доки речными буксирами переводились в Беломорск – город – конечный пункт канала на побережье Белого моря. После этого, на корабли устанавливали вооружение, монтировали винты и руль. В завершении перехода они шли из Белого моря в Мурманск. В совокупности это было значительно дольше, чем, если бы корабли прошли бы Балтийским, Северным, Норвежским морями, обогнули Скандинавский полуостров и пришли бы в Мурманск.

ББК был принят в эксплуатацию в 1933 году. Тогда же приняли решение о создании Северного флота. До этого на Севере были только пограничные корабли и катера, но они не справлялись с внешними угрозами. О ситуации с браконьерами на советском Севере смотри статью «Грумант – русская норвежская земля». Основу будущего флота должны были составить три эсминца-«новика», три сторожевых корабля типа «Ураган» и три большие подводные лодки типа «Декабрист» (серия I).

Из-за условий перехода, о которых мы говорили выше – а именно, наличия транспортных доков – перевод кораблей было решено проводить в два этапа. ЭОН-1 проходил в мае – августе 1933 года. В состав экспедиции входили два эсминца-«новика» «Урицкий» (бывший «Забияка») и «Рыков» (бывший «Капитан Керн»). Последний в 1937 году был переименован в «Валериана Куйбышева». Кроме них в состав ЭОН-1 входили сторожевые корабли «Ураган» и «Смерч», и подводные лодки «Декабрист» Д-1 и «Народоволец» Д-2. Обеспечивали переход буксиры, баржи и катера.

После ЭОН-1, в том же 1933 году состоялась ЭОН-2. На Северный флот были переброшены эсминец-«новик» «Карл Либкнехт» (бывший «Капитан Белли»), сторожевой корабль «Гроза»* и большая подводная лодка «Красногвардеец» Д-3.

Все корабли ЭОН-1 и ЭОН-2 были проведены успешно, без повреждений. Для Германии, Великобритании и Норвегии создание боеспособного Северного флота было полной неожиданностью. Все эсминцы и подводные лодки Северного флота, которые участвовали в Великой Отечественной войне, были переведены на Север по ББК. Только перед самой войной был заложен город Молотовск – ныне знаменитый Северодвинск – на котором после войны организовали строительство эсминцев и подводных лодок для Северного флота. Забегая вперед, скажем, что и после 1945 года, некоторые боевые корабли и подводные лодки переводились на Северный флот по ББК.

ЭОН-3

На Тихом океане положение было еще хуже. На Дальнем Востоке только на Амуре была боеспособная Амурская флотилия. Но её операционная зона ограничивалась рекой Амур. Всё огромное пространство Тихого океана охраняли только две вооруженные паровые яхты «Воровский» (бывшая «Ярославна»), «Красный вымпел», (бывший «Адмирал Завойко») и вооруженный портовой ледокол «Красный Октябрь» (бывший «Надёжный») с несколькими катерами. О службе больших паровых и моторных яхт в советском ВМФ и на охране границы смотри статью «Мега-яхты. Метаморфозы. Советский Союз».

После решения о создании Тихоокеанского флота, по железной дороге во Владивосток стали прибывать отсеки подводных лодок. В городе их собирали, и подводные лодки входили в состав флота. Судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре только строился, а флот остро нуждался в надводных кораблях. Были мобилизованы несколько торговых пароходов, которых переоборудовали в минные заградители. В этой ситуации было принято решение о переводе в 1936 году на Тихий океан двух эсминцев-«новиков». «Донором» опять выступил Балтийский флот, который выделил для перехода два эсминца «Сталин», бывший «Самсон» и «Войков»,бывший «Лейтенант Ильин». Вероятно, перевели бы большее количество кораблей, но переход из-за секретности планировали по Северному морскому пути за одну навигацию без зимовки. Это был первый переход боевых кораблей через льды Северного Ледовитого океана, поэтому ограничились двумя эсминцами. Вся операция была настолько засекречена, что широкие массы узнали о ней только после окончания Великой Отечественной войны.

Была сформирована ЭОН-3. Первоначально эсминцы по отработанной схеме прошли по ББК до Беломорска. Впереди была неизвестность. В 1932 году Северный морской путь благополучно прошел ледокольный пароход «Сибиряков». В 1933 году при попытке повтора был затёрт и раздавлен льдами пароход «Челюскин». Правда, справедливости ради надо сказать, что «Челюскин» был обычным грузовым пароходом. Поэтому было решено подготовить эсминцы для похода в Арктику. Во-первых, корабли одели в специальную «противоледовую шубу» конструкции инженера Александра Дубравина – в районе ватерлинии и в подводной части сделали специальное деревянно-металлическое усиление корпуса. Во-вторых, с эсминцев сняли штатные гребные винты, и поставили специальные, усиленные для плавания во льдах. Кроме них в состав ЭОН-3 включили линейные ледоколы «Ермак», «Красин», Ленин», ледорез «Федор Литке» – почти все мощные ледоколы, имевшиеся тогда в СССР, ледокольный пароход «Садко», танкеры «Анадырь», «Майкоп» и «Локк-Батан». Всего в обеспечении перехода были задействованы 14 судов. В авиаразведке ледовой обстановки активное участие принимала Полярная авиация. Секретность была такова, что в радиопереговорах эсминец «Сталин» назывался судном №47, а эсминец «Войков» – судном №48. Все спасательные круги на эсминцах были повешены надписью внутрь, матросы сняли ленточки с названием кораблей с бескозырок. Шифр ЭОН-3 в эфире был «Заря». При упоминании этого слова в эфире, все радиостанции советского Заполярья должны были прекратить свою работу, чтобы не создавать «Заре» помехи. Радиосвязь разрешалось применять только в исключительных обстоятельствах.

Командиром ЭОН-3 был назначен капитан 1 ранга Петр Евдокимов. Он командовал эсминцами. Начальником экспедиции стал известный полярник Отто Юльевич Шмидт. Его ответственность заключалась в обеспечении ледовой проводки эсминцев по Северному морскому пути. На момент проведения ЭОН-3 Шмидт возглавлял Главное управление Северного морского пути. У командиров эсминцев были дублеры – полярные капитаны. У командира «Сталина» Виктора ОбуховаПавел Миловзоров, у командира «Войкова» Максима СухоруковаНиколай Николаев. В 1977 году новый линейный ледокол финской постройки типа «Капитан Сорокин» был назван в его честь – «Капитан Николаев»

29 июля 1936 года эсминцы вышли из порта Сорока – сегодня Беломорск – в Белое море. В порту Сорока на эсминцы не стали устанавливать вооружение, в поход они пошли с минимальным экипажем. Несмотря на сложную ледовую обстановку, караван под проводкой трех линейных ледоколов и ледореза прошел весь маршрут без серьёзных происшествий. На рассвете 24 сентября 1936 года корабли прибыл в бухту Провидения. Встречал ЭОН-3 командующий недавно созданного Тихоокеанского флота флагман флота 1 ранга (такие звания были в 30-е годы) Михаил Викторов. В бухте Провидения на эсминцах начали монтировать снятое вооружение, которое перевозилось на специальном транспортном судне. Экспедиция была успешно завершена.

Советский Союз был страной парадоксов. Секретность при проведении ЭОН-3 зашкаливала, но в состав экспедиции бал включен кинооператор Марк Трояновский, который снял фильм о походе. На основании его съёмок, в 2020 году студия «Позитив-фильм» выпустила документальный фильм «ЭОН-3. Секретная экспедиция».

ЭОН-5

Про ЭОН-5 в открытых источниках известно мало. Она планировалась в 1938 году для перевода кораблей из Ленинграда на Север, для Северного флота. По каким-то причинам экспедиция была отменена. Какие корабли планировались к переводу – не известно.

ЭОН-10

Это экспедиция, в определенном смысле, была экспериментальной. После успешной проводки двух эсминцев, командованию флота важно было понять, возможен ли проход по Северному морскому пути подводной лодки за одну навигацию. Было решено организовать переход по типу ЭОН-3. С Северного флота на Тихоокеанский флот переводилась средняя подводная лодка Щ-423 (серия Х)

Обеспечивал переход транспорт «А.Серов». На транспорте находилось топливо, и провиант на случай на случай вынужденной зимовки. Экспедиция проходила не просто. В Тикси из-за аварии транспорт «Серов» был заменен на «Волгу». На разных участках маршрута подводная лодка шла под проводкой линейных ледоколов «Ленин», «И.Сталин», «Красин», «Л.Каганович» и ледореза «Ф.Литке». Особенностью ЭОН-10 было то, что ледоколы вместе с проводкой Щ-423 работали и с караванами гражданских судов. Выйдя 5 августа из Полярного, Щ-423 17 октября прибыла в порт Владивосток. Была доказана возможность под проводкой ледокола перехода Северным морским путем дизель-электрических подводных лодок.

Не секретные переходы военных кораблей

Автор не совсем понимает логику флотского руководства 30-х годов. С одной стороны действует строгая установка – переброска любых военных кораблей с флота на флот должна быть секретной, тем более, что география позволяет осуществить такой переход без чужих глаз. Учитывая обстоятельства того времени, это понятно. Но, с другой стороны, в СССР были межфлотские переходы так называемым «южным маршрутом», где ни о какой секретности речь идти не могла. Как такое совмещалось в головах военных и партийных руководителей – загадка.

Основным базовым тральщиком – БТЩ – в советском ВМФ перед войной были БТЩ типа «Трал». Всего было построено 44 корабля по четырем, немного отличающимся друг от друга проектам (проекты 3, 53, 53У, 58) и 4 пограничных сторожевых корабля на их базе (проект 43). Это были небольшие корабли водоизмещением 535 тонн. По планам развития Тихоокеанского флота в его состав должны были войти 8 тральщиков типа «Трал». Четыре из них – «Стрела», «Трос», «Проводник» и «Подсекатель» – были построены в Ленинграде, и в 1939 году совершили переход во Владивосток через Панамский канал. Вторая четверка – «Веха», «Чека», «Параван» и «Капсюль» – строились в Севастополе, и ушли во Владивосток через Суэцкий канал. Для облегчения, тральщики шли со снятыми артиллерийскими орудиями. Вся восьмёрка дошла до Владивостока благополучно.

За год до этого, в 1938 году, два гидрографических судна «Партизан» и «Полярный» совершили переход по тому же маршруту Ленинград – Панамский канал – Владивосток.

Продолжение следует

*
Проект «Гроза» внесен в реестр СМИ, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.12.2021 16:00
Комментарии 0
Наверх