Версия // Общество // Уволенных сотрудников автозавода в Тольятти могло спасти банкротство

Уволенных сотрудников автозавода в Тольятти могло спасти банкротство

1999

НеВАЗврат

Технологического прорыва не случилось: вслед за сокращением штата последует сокращение производства lori.ru
В разделе

О самом массовом увольнении сотрудников за время текущего кризиса в прошлый четверг объявил АвтоВАЗ: предприятие планирует разом избавиться от почти трети своих работников. Профсоюз помешать не смог, хотя немного уменьшил начальную цифру: на встрече с представителями официального профсоюза президент концерна Игорь Комаров договорился, что работу потеряют не 36 000 человек, а 27 600 человек. Интересно, что в независимый профсоюз о грядущем увольнении никто не сообщил.

Тольятти – немаленький город. В нём живут почти 700 тыс. человек. Седьмая часть из них работает на АвтоВАЗе.

И к следующему лету треть сотрудников крупнейшего автопроизводящего завода страны потеряет работу.

На сегодняшний день АвтоВАЗ работает в одну смену, его мощности загружены на 65%. Руководство разработало антикризисную программу, в соответствии с которой концерн может производить 500 тыс. автомобилей в год. Но для этого численность персонала должна быть сокращена со 102 тыс. до 75 тыс. человек.

Половину концерн обязуется выплатить сразу, вторую половину – выплачивать помесячно в течение следующих пяти лет. По словам представителя компании, на такое предложение согласились около 2 тыс. работников: они уже написали заявления.

Но 9,1 тыс. человек – это работники трудоспособного возраста. АвтоВАЗ делает вид, что проявляет заботу о сотрудниках: по заявлению представителя концерна, уволенным будет предложено переобучение и работа в Тольятти на строительстве объектов особой экономической зоны. А с 2012 года они снова могут вернуться на завод: по расчётам концерна, к этому времени снова потребуется нанять до 6 тыс. человек на новую линию, проект которой уже принят совместно с французским автоконцерном Renault. Остальные смогут тоже пойти на завод, только другой: на прошлой неделе Минпромторг предложил создать в Тольятти предприятие по производству электромобилей, велосипедов и детских игрушек.

Главным доводом в пользу сохранения АвтоВАЗа был как раз тот, что на нём работает такая значительная часть населения одного города. В итоге подсчитать, сколько точно государство успело влить в предприятие, уже не представляется возможным. «Ростехнологии» получили из бюджета 25 млрд. рублей и из них сначала концерну передали лишь 16 миллиардов. Заводу это не помогло. На начало сентября банковский долг АвтоВАЗа составлял 42 млрд. рублей.

За первое полугодие концерн получил 14,1 млрд. рублей убытка, его продажи упали на 44% – до 179 870 штук. Из-за роста складских запасов завод пришлось перевести на сокращённый режим работы, а в августе конвейер и вовсе был остановлен. На конец года в концерне ожидают убытка в размере 35 млрд. рублей, сообщил в эфире телеканала «ВАЗ-ТВ» президент компании Игорь Комаров.

«Наш завод находится в очень тяжёлом финансовом положении, убытки составят около 35 млрд. рублей за 2009 год», – сказал он, добавив, что при такой ситуации возникает вопрос о будущем продолжении деятельности завода. При этом он в очередной раз подчеркнул, что «наша основная цель и задача – не допустить банкротства и последующей распродажи завода по частям». А, собственно, почему бы не допустить?

Ведь если на секунду предположить сценарий, при котором все выданные «Ростехнологиями» средства выдаются всем работникам предприятия при увольнении, каждому из 102 тыс. человек досталось бы примерно по 250 тыс. рублей. Этого хватило бы и на переобучение, и на поддержание прежнего уровня жизни по меньшей мере полгода после увольнения.

По теме

Но государство продолжает крепко держаться за АвтоВАЗ. Пусть экономисты в один голос утверждают, что поддержка концерна с экономической точки зрения даже вредна. Их доводы просты. По последним исследованиям учёных, 50% роста производительности труда в долгосрочной перспективе создаётся за счёт так называемого созидательного разрушения. Это не значит, что надо всё разрушить, для того чтобы всё улучшить. Но ставшее уже притчей во языцех «потерянное десятилетие» экономического роста в Японии – это хороший пример того, как из-за поддержки компаний-зомби государством экономика не росла. При этом поддерживаемые государством компании забирали на себя и кредитные ресурсы, и рабочую силу. Напоминает случай с АвтоВАЗом: импортные пошлины в России повышаются, и все автомобили – как хорошие, так и плохие – дорожают. При этом даже такие завышенные цены совсем не компенсируют убытки АвтоВАЗа и не помогают решить проблему неконкурентоспособности его автомобилей.

Долго правительство США не решалось банкротить General Motors. Такое же градообразующее предприятие, как АвтоВАЗ, с давней историей, около 50 заводами и массой брендов по всему миру, – это был уже не столько автоконцерн, сколько оплот и памятник, на который когда-то приходилась половина автомобильного рынка США, а к этому году эта цифра снизилась до 20%.

При этом последние годы поддержка гиганта стала обходиться правительству США в невероятные деньги: только за этот и прошлый год концерн получил от государства 60 млрд. долларов. General Motors долго боролся с догонявшей его Toyota Motor за звание мирового лидера. И проиграл: были ликвидированы бренды Hummer, Saturn и Pontiac, затем GM избавился от Saab и контрольного пакета в Opel. Концерн закрыл 16 ненужных заводов, продал поля для гольфа, избавился от дешевеющей недвижимости. Когда это не помогло, правительство США приняло, наконец, единственно правильное решение. За 40 дней когда-то крупнейший автопроизводитель мира прошёл процедуру банкротства. Тем не менее цена оказалась очень высокой: кроме 60 млрд. долларов средств налогоплательщиков были увольнения, неоплачиваемые отпуска, забастовки и огромные уступки со стороны работников.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.09.2009 12:34
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх