// // Упрямство Дании приведёт к удорожанию проекта

Упрямство Дании приведёт к удорожанию проекта

1186

Поток в обход

4
В разделе

Чем ближе начало строительства «Северного потока – 2», тем ожесточённее попытки его противников помешать увеличению поставок российского газа в Европу. На прошлой неделе министр иностранных дел Эстонии Свен Миксер потребовал остановить строительство газопровода. «Это лишь рычаг, с помощью которого Россия проникнет в европейскую политику», – заявил он. Но мнение Эстонии вряд ли кому-то может быть интересно: газопровод её территориальные воды не затрагивает.

Другое дело – Дания. Правительство королевства уже год не может рассмотреть заявку компании – оператора проекта «Северный поток – 2» на строительство. В минувшем ноябре под давлением США и Еврокомиссии датские парламентарии приняли закон, по которому правительство, разрешая прокладку газопроводов в своих территориальных водах, должно руководствоваться соображениями не только экологического, но и внешнеполитического порядка. На то, что новый закон будет применён против «Северного потока», рассчитывает и Украина, которая опасается потерять газовый транзит. Глава украинского правительства Владимир Гройсман специально приезжал в Копенгаген, чтобы убедить датское правительство отказать в выдаче разрешения. Вдобавок Украина пытается арестовать акции уже действующего «Северного потока – 1» в рамках исполнения решения Стокгольмского арбитража, который в споре «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» о транзитных платежах встал на сторону последнего и обязал российский газовый гигант выплатить 2,6 млрд долларов компенсации.

В случае «Северного потока – 2» камнем преткновения стал небольшой остров Борнхольм (см. карту-схему. – Ред.). Воды вокруг него принадлежат Дании, и именно через них проходит газопровод «Северный поток – 1», сданный в эксплуатацию в 2011 году. Новый закон позволит Дании запретить прокладку «Северного потока – 2» параллельно его предшественнику – ведь речь идёт о территориальных водах страны. Компания Nord Stream 2 уже заявила, что если Дания и дальше будет затягивать выдачу разрешения на строительство, изначальный маршрут газопровода будет изменён, и труба пройдёт к северу от Борнхольма, между Данией и Швецией. Это удлинит маршрут на пару десятков километров, зато в этом случае газопровод пройдёт лишь в исключительной экономической зоне Дании, а там запретить строительство по политическим мотивам Копенгаген не имеет права.

Во сколько же обойдётся датское упрямство? Давайте считать. Прокладка одного километра трубы по дну Балтийского моря стоит порядка 3,5 млн долларов. Однако экологическую экспертизу надо будет проводить заново на всём протяжении датского участка – а это уже 155 километров. Такие работы, по мнению экспертов, обойдутся ещё в пару миллионов. Итого проект подорожает как минимум на 70–72 млн долларов. Учитывая, что общая стоимость строительства составляет 9,5 млрд долларов, речь идёт менее чем о 1%. Правда, сам процесс проведения экспертизы, подачи новой заявки и её согласования датскими властями может затянуться как минимум на год. Впрочем, руководство Nord Stream 2 заверяет, что всё это время газопровод будет строиться – просто прокладку датского участка передвинут в конец графика.

В конце концов, главный натиск со стороны оппонентов проект уже успешно пережил. Изначально «Газпром» и его западные партнёры планировали создать консорциум, где российской компании принадлежала бы половина акций, а пяти европейским компаниям – по 10%. Однако в прошлом году Польша обвинила «Газпром» в попытке создания монополии: российский газовый гигант и без того доминирует на польском энергетическом рынке, а создание консорциума с потенциальными конкурентами из Европы ещё более усилит его позиции. Это привело к тому, что пять европейских компаний под угрозой антимонопольного расследования отказались от покупки акций консорциума, ограничившись предоставлением заёмных средств для реализации проекта – по 950 млн долларов от каждой компании. Заёмщиком выступает Nord Stream 2 – 100-процентная «дочка» «Газпрома». Стоимость таких кредитов ни «Газпром», ни его европейские партнёры не раскрывают. Однако после пересмотра схемы финансирования общая стоимость строительства выросла с 8 до 9,5 млрд долларов. На фоне такого полуторамиллиардного удорожания дополнительные 70 с небольшим миллионов вряд ли могут считаться серьёзным препятствием для реализации проекта.

Проект в цифрах

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.07.2018 08:13
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх