В то время как на Донбассе установилось шаткое перемирие, одной из основных проблем украинского президента Петра Порошенко становятся националистические партии, которые превращаются в главную угрозу для его власти.
Тупиковая ситуация
В ближайшие месяцы украинский парламент, как ожидается, будет голосовать по законопроекту о предоставлении восточным регионам Украины более широких полномочий - ключевому пункту минских соглашений, достигнутых при посредничестве Германии, Франции и России и в феврале. В соответствии с условиями этого соглашения, Киев обязан предоставить широкую автономию регионам восточной Украины, многие из жители которой стремятся к более тесным связям с Москвой.
Проблема в том, что у Петра Порошенко нет достаточного количества голосов для внесения поправок в конституцию из-за разногласий с националистическими группами, такими как Радикальная партия, Правый сектор***, а также другими политическими силами, которые опасаются, что изменение законодательства подорвет суверенитет страны и их положение.
Сложившаяся патовая ситуация угрожает подорвать мирный процесс и привести к эскалации насилия между воюющими сторонами. Из тупика, в котором оказался украинский президент, выйти быстро не получится. В интервью новый посол Украины в США Валерий Чалый сказал, что единственный способ - выход России из военного конфликта. Официальный Киев продолжает настаивать, что на Донбассе присутствуют российские войска, однако до сих пор так и не смог предоставить доказательств этому.
"Если мы увидим, реальный прогресс в выводе войск и вооружений, то конституционная реформа будет проведена в кратчайшие сроки, - заявил украинский дипломат Валерий Чалый. - Украина идет на все новые политические компромиссы, но не было значительного прогресса в выводе оружия".
Настойчивость Киева, относительно вовлеченности Москвы в конфликт беспокоит экспертов. Они считают, что это лишь предлог для затягивания процесса проведения необходимых реформ.
Мэтью Рожански, эксперт по Украине в Центре Вильсона, говорит, что Петр Порошенко сталкивается с реальными трудностями в его парламенте.
Другие говорят, что Украина имеет полное право замедлить темпы проведения реформ до тех пор, пока вдоль границы располагаются российские войска, а в руках повстанцев остается тяжелая артиллерия.
Искусство балансировки
"Украина не должна проводить конституционные реформы, пока ее оппоненты не выполнят взятых на себя обязательств", - считает Джон Хербст, бывший посол США в Украине и директор Атлантического совета.
Признавая сложные политические проблемы Петра Порошенко дома, Чалый отмечает, что законопроект по предоставлению восточным регионам страны более широких полномочий пользуется все меньшей популярностью в Украине. Если год назад большая часть населения поддерживала политические компромиссы минских соглашений, то сейчас их число существенно сократилось, говорит дипломат.
Идея децентрализации стала популярной после протестов на Майдане в 2014 году. Она была предложена в качестве меры повышения зарождающихся в стране демократических реформ. Идея, впрочем, была забыта после начала боевых действий в восточной Украине. Вспомнили о ней во время Минска-II, тогда децентрализация оказалась связана с более широкими политическими дискуссиями о статусе повстанческих территорий. Это, в свою очередь, еще больше привязало программу украинских реформ к ситуации с безопасностью в Донбассе, и заставило Порошенко балансировать между все более разочарованным электоратом и западными правительствами, стремящимися к прогрессу в восточной Украине.
Государственное бюро расследований Украины открыло еще одно уголовное производство против бывшего президента Петра Порошенко и Валерии Гонтаревой, ранее занимавшей пост главы Нацбанка.
Законопроект о децентрализации прошел первое чтение в парламенте Украины в конце августа. Его принятие доказало, что для полной реализации минских соглашений придется пройти долгий и сложный путь. Во время бурной парламентской сессии представленный Петром Порошенко документ, а также его самого критиковали не только представители оппозиции, но и его собственная проевропейская коалиция. Члены пропрезидентской коалиции даже обвинили главу государства в уступках России. После голосования под стенами парламента прошли акции протеста, возглавляемые националистической партией Свобода, которые привели к гибели четырех служащих Национальной гвардии.
Относительное затишье
Для ратификации в качестве конституционной поправки законопроекту по децентрализации необходимо будет пройти второе чтение. Для принятия законопроекта потребуется не менее 300 голосов (всего в украинском парламенте 450 депутатов), при том что в первом чтении документ поддержали 265 парламентарием. Как - и если - Порошенко сможет собрать необходимое количество голосов, еще неизвестно.
"Это невозможно, - считает Стивен Пайфер, бывший посол США в Украине и старший научный сотрудник в Институте Брукингса. - Это потребует много усилий от Порошенко, и это будет очень жесткая политическая борьба".
Еще один проблемный вопрос - выборы на удерживаемых ополченцами территориях. Украинское правительство утверждает, что выборы не могут проходить до тех пор, пока вооружение не будет отведено от линии соприкосновения, и Киев не получит контроль над границей с Россией. Власти в украинской столице настаивают, что выборы будут признаны только если они будут проведены в соответствии с украинским законодательством и международными стандартами, что должны проконтролировать наблюдатели ОБСЕ. По словам Чалого, без контроля над границей будет трудно гарантировать, что выборы были справедливыми, а Россия не вмешивалась.
Несмотря на возражения Киева, лидеры самопровозглашенных республик объявили о планах провести свои собственные выборы 18 октября и в начале ноября. Новость вызвала бурную реакцию в Киеве, где новость назвали попыткой сорвать мирный процесс. Выборы были в конечном счете отложены после встречи между глава стран нормандской четверки в Париже.
"У нас есть устойчивое прекращение огня в первый раз за полтора года, и это может стать фундаментом для прогресса мирного процесса", - сказал Чалый.
Как Киев воспользуется относительным затишьем, остается неясным.
- *
- 17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистскими пять украинских националистических организаций: деятельность «Правого сектора», УНА-УНСО, УПА, «Тризуба им. Степана Бандеры» и «Братства» попали в России под запрет.
- **
- Украинская организация «Правый сектор». Признана экстремистской решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2014.