Версия // Власть // Учения «Запад-2017» прошли с риском для жизни военных и гражданских

Учения «Запад-2017» прошли с риском для жизни военных и гражданских

14882

Незапланированные потери

фото: РИА Новости
В разделе

20 сентября завершились стратегические учения «Запад-2017» России и Белоруссии, так напугавшие страны Восточной Европы. Запомнятся они, впрочем, не столько попытками НАТО увидеть в манёврах «агрессию Москвы», а целым рядом печальных инцидентов, которые произошли по ходу учений. «Наша Версия» разбиралась, почему оказались возможны эти ЧП.

Сюжет: Армия

В соцсетях 19 сентября было опубликовано несколько видеозаписей, на которых было отчётливо видно, как боевой вертолёт Ка-52 «Аллигатор» производит пуск ракет по замаскированной военной машине связи. При этом рядом с автомобилем находились люди. Сразу возникли предположения, что ЧП произошло 18 сентября на полигоне Лужский, когда там присутствовал президент России Владимир Путин. Однако в Минобороны категорически опровергли эту информацию, заявив, что ничего подобного не происходило. Лишь после возникшего общественного резонанса военные всё же признали, что данный инцидент действительно имел место. Было заявлено, что на видео зафиксирован случай, происшедший «в другой период времени», когда экипажи вертолётов армейской авиации «отрабатывали упражнение по поражению наземных целей». Системой наведения одного из вертолётов был совершён ошибочный захват цели, в результате попадания неуправляемой ракеты получил повреждения один из грузовых автомобилей без людей.

Сбой могли дать французские прицелы

Позже выяснилось, что ЧП произошло не 18-го, а 16 сентября – возможно, во время генеральной репетиции показа для президента. В социальных сетях даже появилась объяснительная записка лётчиков, которая прояснила детали происшествия. В этот день около 14 часов вертолётная пара Ка-52 взлетела с аэродрома Пушкин (Ленинградская область) для выполнения «зачётного полёта пары на выполнение огневых задач». При выполнении третьего захода на боевом курсе на высоте 50 метров и скорости примерно 200 километров в час произошёл самопроизвольный сход 80-миллиметровой неуправляемой авиационной ракеты (НАР) С-8 класса «воздух – земля». После происшествия было решено прекратить выполнение задачи – вертолёты изменили курс и вернулись на базу.

В Минобороны сообщили, что для установления обстоятельств ЧП уже создана специальная комиссия, состоящая из представителей Минобороны и авиационной промышленности, которой предстоит установить точные причины происшествия и определить степень винов­ности должностных лиц. По предварительным данным, спонтанный сход авиационной ракеты едва не привёл к гибели людей. Одной из основных версий ЧП является сбой в системе управления вооружением вертолёта. Самопроизвольный сход ракеты мог произойти из-за технического сбоя в системе вооружения вертолёта: участники расследования установили, что НАР вылетела без команды пилота сразу же после включения им главного выключателя вооружения. Для подтверждения или опровержения этих данных будут проведены дополнительные экспертизы. При этом в Ми­­­нобороны подчеркнули, что в создании системы наведения для Ка-52 участвовали представители одной из стран НАТО – Франции.

В результате ЧП на земле получили лёгкие ранения три человека (сообщалось, что все они военнослужащие) и повреждены две машины: на фотографиях с места ЧП видно, что осколки ракеты буквально прошили металлические корпуса стоявших рядом армейского фургона и бронеавтомобиля. Военные утверждают, что ЧП не сказалось на ходе учения «Запад-2017»: уже на следующий день после инцидента экипажи ударных вертолётов Ми-28Н и Ка-52 армейской авиации Западного военного округа перед президентом отработали на полигоне задачи воздушной разведки, нанесение ракетного удара по наземным целям и прикрытие наземной группировки войск с воздуха. Правда, пилоты уже были другие – лётчики, ставшие участниками инцидента, отстранены от полётов до выяснения обстоятельств.

Увы, это происшествие с участием авиации стало не единственным за неделю учений. 15 сентября на военном аэродроме Шайковка в Калужской области произошёл инцидент с бомбардировщиком ВКС РФ Ту-22М3. Причиной аварии стал отказ датчиков скорости во время разбега, в результате чего экипаж принял решение прекратить взлёт. Самолёт выкатился со взлётной полосы, из-за чего подломились стойки шасси и треснул фюзеляж. Экипаж бомбардировщика не пострадал, а вот самолёт, по предварительным данным, получил такие повреждения, что не подлежит восстановлению. На следующий день разбился ещё один самолёт – во время выполнения тренировочного полёта учебно-боевой Як-130 упал вблизи аэродрома Борисоглебск в Воронежской области. Экипаж перед крушением успел увести истребитель от застроенных районов и успешно катапультировался.

Валерий ГОРБЕНКО, генерал-лейтенант, командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО в 1998–2001 годах:

– Во время учений такого масштаба подобные происшествия не редкость. Например, часто случается, что авиация находится над своими войсками и бьёт по передовому краю «противника». К сожалению, и в моей практике были подобные случаи – 35 лет назад, во время показа тактических учений для слушателей академии Генерального штаба на подмосковном полигоне, четвёрка истребителей-бомбардировщиков Су-17 перепутала цели и ударила по своим. Чаще всего причиной таких ЧП является плохая организация взаимодействия и связи, также могут не точно обозначить район, который назначен для удара.

О причинах ЧП на Лужском полигоне сложно говорить, не зная полную картину случившегося. Вероятно, мишенью для вертолёта должна была стать разбитая техника, то есть характер цели был схож с машиной связи, на которую в итоге произошло наведение. Не исключено, что сбой произошёл непосредственно на самом вертолёте, отчего возникли определённые проблемы с целеуказанием. Сейчас системы прицеливания автоматические – лётчик нажимает кнопку, происходит захват цели, а автомат рассчитывает, как «бросать» ракету. Нельзя также исключать ошибку экипажа. Думаю, что сейчас все эти детали выясняет комиссия, которая сделает соответствующие выводы.

Командующий ВДВ сломал позвоночник

О другой трагедии, случившейся во время учений, стало известно из YouTube. На видео попало смертельное ДТП в Заполярье, в которое попал командующий Воздушно-десантными войсками РФ генерал-полковник Андрей Сердюков. Автомобиль с генералом столкнулся с легковой машиной, водитель которой, по версии Минобороны РФ, не справился с управлением и выехал на встречную полосу. Однако опубликованная видеозапись столкновения заставляет усомниться в однозначности выводов военных. На записи видно, что военный кортеж в сопровождении патрульного автомобиля Военной автоинспекции с включённым спецсигналом в момент аварии на большой скорости обгонял попутные транспортные средства по встречной полосе. В результате аварии водитель легкового автомобиля погиб, а генерал получил черепно-мозговую травму и перелом позвоночника.

Также в Интернете прошла информация ещё об одном происшествии. Одно из белорусских изданий со ссылкой на местных жителей сообщило, что недалеко от белорусской деревни Верейцы утонул российский танк. Очевидцы рассказывали, что российские солдаты на боевой технике регулярно уезжали с полигона в «самоволку», и именно во время одной из таких вылазок произошло ЧП. Впрочем, официального подтверждения эта новость не получила.

Эксперты считают, что многочисленные происшествия, которые произошли во время учений в «Запад-2017», стали возможны из-за слабой организации этих масштабных манёвров. Напомним, что, только по официальным данным, в учениях принимали участие до 13 тыс. военнослужащих – 7200 белорусов и 5500 россиян при поддержке около 70 самолётов и вертолётов, 250 танков, 200 артиллерийских орудий и 10 кораблей. Эксперты НАТО и вовсе предполагают, что количество участников приближается к 100 тысячам. Это беспрецедентно масштабные международные манёвры, которые требуют от командиров всех уровней высокого профессионализма, однако в войсках, где только стали привыкать к интенсивной боевой подготовке, пока недостаточно опыта организации учебных мероприятий такого уровня.

КСТАТИ

В Советской, да и в Российской, армии жива легенда, что в плане каждого крупного учения заложено 3% потерь личного состава. По версии военных историков, это пошло с тех времён, когда перед самой Великой Отечественной форсировали подготовку лётчиков, которые выпускались из училищ сержантами и имели минимальное количество часов налёта, отчего разбивались даже во время простейших учебных полётов. Хотя никакими документами это не подтверждено, но практически каждый командир перед крупными манёврами непременно сообщал своим подчинённым об этом. Впрочем, ни одна армия мира не застрахована от происшествий во время крупных манёвров. К примеру, в прошлом году во время учений на немецкой военной базе Хоэнфльс одно из самых боеспособных американских соединений – 173-я воздушно-десантная бригада – при десантировании разбило три вездеходных броневых автомобиля Humvee. 5 сентября этого года ВВС США официально сообщили о катастрофе военного самолёта, который выполнял учебный полёт в 160 километрах от Nellis Air Force Base. Речь скорее всего идёт о самолёте из секретного подразделения Red Hats (возможно, МиГ-29 и Су-27П) – эта эскадрилья на учениях имитирует действия потенциального противника, и служат здесь самые опытные лётчики ВВС США.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.10.2017 08:26
Комментарии 2
Наверх