Версия // Культура // У России пытаются отнять затонувшие культурные ценности

У России пытаются отнять затонувшие культурные ценности

2300

Погружение в искусство

Технически поднять шедевры со дна несложно. Проблема – в политических играх и дележе сокровищ
В разделе

Россия и Финляндия выясняют международные отношения. Обе страны волнует вопрос, как поднять корабль «Фрау Мария», затонувший вблизи Суоми более 200 лет назад. На нём находятся настоящие сокровища – произведения искусства, закупленные Екатериной Великой для Эрмитажа и Царского Села. Ранее подъём судна предполагалось начать уже в этом году, но недавно Финляндия заявила, что в соответствии с разработанным поэтапным планом «Фрау Мария» окажется на суше лишь к 2017 году. Почему финская сторона предпочитает не торопиться, выясняла корреспондент «Нашей Версии».

«Фрау Мария» вышла из Амстердама в Санкт-Петербург 12 августа 1771 года. На борту находилась коллекция уникальных произведений искусства, купленных Екатериной II на аукционе: саксонский фарфор, золотые и серебряные статуэтки и украшения, около 300 картин фламандских художников, бронзовые скульптуры и т.д. Корабль заходил по дороге в порты Дании, Германии, Швеции. В ночь на 9 ноября 1771 года «Фрау Мария» отошла от берега города Турку (в то время Або). Далее последовало самое неприятное – начался шторм. Тяжело груженное судно было выброшено на мель.

11 ноября Екатерина II узнала о крушении корабля. Императрица потребовала немедленно начать операцию по подъёму, но шведская сторона тянула с помощью. Говорят, не хотела возвращать сокровища. Между Екатериной Великой и королём Швеции Густавом III (эти коронованные особы ко всему прочему были кузеном и кузиной) началась гневная переписка. Несмотря на личное распоряжение Густава III, подъём парусника так и не состоялся. А потом «Фрау Мария» таинственно исчезла с места крушения.

Обнаружили «корабль-призрак» через много лет, в 1999 году. В настоящее время место, где затонула «Фрау Мария», помечено буйками и тщательно охраняется от «чёрных» археологов. Российские специалисты уверяют, что корабль можно без проблем поднять за два месяца. Для этого есть и необходимые ресурсы, и соответствующее оборудование. Но сначала против экспедиции протестовали экологи, так как шторм настиг судно там, где ныне располагается морской заповедник. Переговоры шли долго, и в конце концов были даны необходимые гарантии безопасности. Затем настал черёд археологов, решительно восставших против того, чтобы на поверхность извлекали лишь груз. Учёные заявили, что огромную ценность имеет не только содержимое трюмов, но и сам парусник.

В итоге финская сторона придумала проект, вроде бы учитывающий мнения всех заинтересованных сторон. Правда, проект этот обойдётся в огромную сумму – 80 млн евро, причём половина её пойдёт на консервацию корабля и создание музея «Фрау Мария». Подъём будет совершаться таким образом, чтобы весь парусник остался в целости и сохранности. Предлагается спроектировать конструкцию из стали с понтонами, которая должна надеваться на корабль сверху, будто коробка от обуви. Потом в ёмкости закачают воздух. На дне под судном пророют тоннели, сквозь них протянут стропы – полотенца из мягкого искусственного волокна шириной 50 сантиметров – и прикрепят корабль, как в гамаке, к металлической конструкции.

Как предполагается решить ещё одну проблему – сохранить корабль на берегу? Ведь хорошо известно, что при взаимодействии с воздухом поднятого со дна судна начнётся его интенсивное разрушение бактериями. Выход придумали достаточно неожиданный: отвезти «Фрау Марию» на Северный полюс на год-полтора. Там под действием мороза бактерии погибнут, и корпус будет спасён.

По инициативе российской стороны провели исследования архивных материалов, которые доказали наличие на борту «Фрау Марии» произведений искусства, купленных на аукционе в 1771 году для Екатерины II. В апреле 2007 года исполнителями поручения правительства РФ по подъёму «Фрау Марии» были назначены Россвязьохранкультуры и МИД России. В 2007–2008 годах сформирована специальная рабочая группа по подготовке мероприятий, в которую привлечены представители благотворительных фондов, реставраторы и компании, специализирующиеся на подводных и водолазных работах. Сложность ситуации заключается в том, что согласно действующему финскому законодательству погибшее судно, которому 100 лет и более, обретающееся в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям. По закону о памятниках древности судно и груз принадлежат Финляндии.

По теме

Российские представители предпочитают тему, кому принадлежат сокровища, пока не обсуждать. «Если мы поставим вопрос о том, чтобы нам их передали, финны найдут тысячи причин не приглашать нас и будут по-своему правы, – считает президент российского благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артём Тарасов. – Не важно, кто станет собственником груза, важно, что он станет достоянием международной культуры». Кстати, свои требования могут предъявить ещё Голландия («Фрау Мария» ходила под её флагом) и Швеция (в XIII–XIX веках воды, где затонул корабль, были шведскими).

«Вообще-то, у нас есть все основания претендовать на груз по нормам международного права, так как мы никогда от него не отказывались, – уточнил замруководителя Росохранкультуры Виктор Петраков. – И финны этого очень боятся. Пока мы как минимум рассчитываем на экспозицию – временную или регулярную. Кстати, думаю, что на реставрацию исторических ценностей могут уйти годы». Реставраторы Эрмитажа уже дали своё согласие участвовать в подобных работах, если это понадобится.

«Финским экспертам удалось установить, что груз не пострадал при крушении корабля. Кстати, перед тем как загрузить картины в трюмы, – рассказал Тарасов, – их упаковали в пеналы из лосиной кожи. Пеналы вложили в свинцовые сосуды и залили сверху воском. А уж потом эти сосуды запаяли свинцовыми крышками. Значит, есть надежда, что полотна великих голландцев могли сохраниться. На борту может оказаться около 300 картин. И среди них совершенно точно есть Рембрандт. Финские ныряльщики смогли достать с затонувшей «Фрау» несколько предметов. Среди них были фарфоровые трубки для курения. Они по своему исполнению очень похожи на наши изделия из Гжели. Каждая такая трубка на аукционе может стоить от 2 до 2,5 тыс. долларов».

Доказательством того, что картины были тщательно упакованы, служат и попытки Екатерины II разыскать «Фрау Марию». Она занималась этим два года. Тарасов уверен: «…Императрица понимала, что картины не испортились». Но судно не нашли, потому что на следующий день после кораблекрушения оно провалилось в глубокую морскую впадину. Однако документы свидетельствуют, что на «Фрау Марии» везли и произведения искусства, принадлежавшие одному из придворных императрицы, и эти картины просто в сундуке, проложенные соломой. Поэтому Тарасов считает, что начать сотрудничество с финнами можно, только убедившись, что в ящиках из трюма есть что-то ценное. «Позиция нашего фонда такова: для того чтобы Россия смогла принимать финансовое участие в этом проекте, мы должны иметь гарантии того, что там что-то сохранилось», – заключает он.

По некоторым данным, общая стоимость закупленных для Эрмитажа сокровищ, которые сегодня покоятся на дне Балтики, может превышать миллиард евро. Содержимое «Фрау Марии» считается одним из самых ценных грузов в истории из всех обнаруженных на затонувших суднах.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.10.2010 11:02
Комментарии 0
Наверх