Версия // Общество // У китайских чиновников есть недорогие и легкореализуемые способы борьбы с птичьим гриппом

У китайских чиновников есть недорогие и легкореализуемые способы борьбы с птичьим гриппом

2858

Остановить пандемию

В разделе

Вспышки заболеваемости птичьим гриппом штамма H7N9, с момента его открытия в 2013 году, продолжают происходить в Китае. Вирус стал причиной по крайней мере 100 смертей в половине провинций страны. До сих пор вирус передается только от птиц людям при контакте или употреблении пищи. Но потенциально вирус может начать передаваться от человека к человеку, что станет началом полномасштабной пандемии. В ответ китайские власти временно закрыли рынки живой птицы в крупных городах страны.

Такая стратегия ранее уже доказала свою эффективность, и власти в Китае и Гонконге используют ее на протяжении десятилетий. Но каждый год рынки вновь открываются, и сообщается о новых случаев заражения. Власти не могут закрывать такие рынки насовсем, поскольку они продолжают играть значительную роль в пищевой цепочке Китая. Однако это нужно сделать, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Хорошей новостью является то, что принятие мер для борьбы с вирусом может быть относительно дешевым и легко реализуемым.

За последние четыре десятилетия опыт розничной торговли в Китае претерпел существенные изменения. Вместо того, чтобы покупать сомнительные продукты на стихийных рынках, китайцев пытаются переориентировать на торговые центры. Стихийная торговля, как правило, ведется под открытым небом. На импровизированных торговых площадках свою продукцию реализуют мелкие фермеры, которые упорно сопротивляются переменам. Несмотря на усилия правительства, 80% китайцев, как и в 2013 году, предпочитают покупать свежие овощи в таких местах.

Устоявшиеся традиции изменить будет сложно. В производстве пищевых продуктов в Китае по-прежнему участвуют сотни миллионов фермеров, которые, по последним данным китайского Минсельхоза, имеют в собственности в среднем около 1,5 гектаров каждый. Сетям супермаркетов очень сложно сотрудничать с этими крошечными производителями. Продуктовые рынки не видят в этом проблемы, поэтому продукты, которые они предлагают, часто свежее и дешевле.

Когда речь идет о мясе и рыбе, китайцы предпочитают видеть свою покупку еще живой, чтобы убедиться, что она не была подвержена заморозке, что портит вкус и текстуру (недопустимо в китайской кухне). Идя на поводу у национальных традиций, сеть Wal-Mart разрешила убой живой птицы в своих торговых точках в Китае. Wal-Mart и другие современные супермаркеты должны отказаться от этой практики, поскольку именно при убое максимально высок риск передачи вируса человеку. Измениться должны и продуктовые рынки. Это старая история: регуляторам в сфере безопасности пищевых продуктов в Китае не хватает ресурсов и зачастую мотивации в обеспечении соблюдения основных требований биологической безопасности и безопасности пищевых продуктов на тысячах китайских продуктовых рынках и миллионах мелких ферм. Временное закрытие бесполезно, если продуктовые рынки просто возвращаются с теми же антисанитарными условиями.

Большинство птицеводческих ферм в Китае (и в других развивающихся странах) - это мелкие фермерские хозяйства, которые испытывают недостаток в современных методах управления, и пренебрегают основными мерами биологической безопасности, такими как отделение домашней птицы от животных (особенно свиней, являющимися прекрасными инкубаторами для вируса гриппа, который передается людям) и самих фермеров. С ферм эти проблемы переносятся на продуктовые рынки, где птиц часто держат в тесных клетках, и простое хлопанье крыльями может стать причиной распространения вируса, содержащегося в фекалиях. В то же время смешение телесных жидкостей между видами в процессе забоя потенциально остается самым опасным моментом всего цикла.

По теме

Ситуацию можно изменить. В Китае появляются крупные птицеводческие предприятия, на которых внедрены современные методы биологической безопасности, и при этом сохраняется конкурентоспособная цена на продукцию. Хотя крупные фермы потенциально имеют свои собственные проблемы с биологической безопасностью, они значительно лучше плохо регулируемых мелких хозяйств, преобладающих в настоящее время.

Продуктовые рынки, со своей стороны, могут легко улучшить положение дел в области безопасности со своей стороны, что позволит им остаться в бизнесе. Десять лет назад, вслед за первой волной паники относительно птичьего гриппа, Всемирная организация здравоохранения опубликовала основные принципы борьбы с распространением вируса. Выдвинутые предложения довольно просты и недороги в реализации: отделение зоны убоя от прилавков, использование металлических или пластиковых клеток, которые легко чистятся, запрет на продажу живой птицы клиентам и так далее. Правительство должно обеспечить строгое соблюдение этих правил, особенно в густонаселенных районах.

Стимулировать к этому Пекин может путем поощрения местных чиновников за то, как хорошо они способствуют повышению безопасности в сфере пищевых продуктов. Это не так сложно, как может показаться. В течение многих десятилетий китайские чиновники повышались (или понижались) в должности в зависимости от темпов экономического роста и социальной стабильности региона, который они курировали. В последнее время Китай реформировал эту систему, добавив к списку значимых показателей также вопрос защиты окружающей среды.

Безопасность пищевых продуктов, остающаяся главной заботой китайских граждан, также должна быть включена в список. Чиновники должны понять, что когда речь идет о возможности пандемии, принятие профилактически мер так же хорошо, как и создание вакцины.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.03.2017 15:30
Комментарии 0
Наверх