// // Турция и Иран слишком поздно вступили в гонку по строительству религиозных зданий

Турция и Иран слишком поздно вступили в гонку по строительству религиозных зданий

920

Технологии веры

Турция и Иран слишком поздно вступили в гонку по строительству религиозных зданий
В разделе

Последнее тысячелетие мечети были способом консолидации престижа исламской империи, неким глашатаем для распространения мировоззрения. В последние десятилетия Саудовская Аравия стала мировым лидером по строительству мечетей, возводя святилища и платя имамам за распространение ваххабизма – своей фундаменталистской государственной религии.

Сейчас Турция и Иран вступили в гонку по строительству религиозных зданий, спонсируя возведение новых мечетей. Но они поздно включились в игру.

Новое поколение мусульман узнает о религиозной идеологии в интернете, а не от имамов. Для этих молодых людей спонсорство - не показатель подлинности и власти, как считали их родители. Вместо этого они считают его символом лицемерия.

Поколение назад спонсируемые государством мечети способствовали укреплению традиций и авторитета правителя, чем в в 1970-1990-х годах в полной мере воспользовалась Саудовская Аравия.

Экспорт ваххабизма

Были, однако, и непредвиденные последствия экспорта ваххабизма, который учит строгому толкованию ислама. Ваххабиты-проповедники обычно не призывают к насильственному джихаду, если не получили на это санкции от властей. Но даже в таких редких случаях призыв будет обращением к правителю с просьбой принять меры, а не призывом к восстанию против монархов и президентов.

Под влиянием исламских реформаторов некоторые мусульмане в конце 20-го века начали верить, что должны действовать самостоятельно, чтобы объявить джихад. В Саудовской Аравии, в свою очередь, всегда боялись подобного развития событий, понимая их опасность и неуправляемость. Усама бен Ладен - очень яркий пример самозваного джихада - бросил вызов саудовским властям и религиозным лидерам, стремясь подорвать режим, перед тем как нападал на США.

Турция и Иран опоздали

Турция и Иран хотели бы избежать оплошностей, допущенных Саудовской Аравией, одновременно повысив свое международное влияние и престиж. Для президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана целью является возрождение славы Османской империи - крупнейшей и, в значительной мере, самой долгоживущей суннитской империи в истории. Одной из задач этого тщеславного стремления является желание отобрать у Саудовской Аравии негласный титул главного суннитского государства.

Иран хочет бороться с влиянием Саудовской Аравии с целью минимизации конфликтов между суннитами и шиитами, которые вредят его региональным интересам. Тегеран хочет, чтобы мусульмане и немусульмане рассматривали шиизм в качестве настоящей формы ислама, а не секты, которую объявляют в ереси некоторые радикальные сунниты в течение последних 15 лет.

Эти цели нельзя назвать необоснованными, но тактика строительства мечетей уже отжила свое и безнадежно устарела. Радикализация и распространение исламских религиозных идей все больше происходит за пределами мечети.

Все чаще теракты совершают радикалы из небольших частных групп. С 1990-х годов рост интернета и социальных медиа сделали ненужными даже личные встречи.

Это не совпадение, что мечети не являются главной площадкой для современного радикализма. Их строительство, будь то дома или за границей, связано с государством. А современный терроризм, в общем и в целом, планируется и осуществляется негосударственными субъектами.

Влияние ИГ

"Исламское государство" надеется изменить это, перенимая опыт Аль-Каиды (запрещенные в РФ террористические организации) и создавая мелкие ячейки. Абу Бакр аль-Багдади, сампопровозглашенный халиф ИГ, является единственным «государственным лидером» в мире, который открыто призывает к спонтанным террористическим атакам.

Конечно, "Исламское государство" - точно не государство, по крайней мере, пока. И оно не подвергается воздействию инструментов международного давления, которые, обычно используются против государств, осуществляющих поддержку терроризму.

Турция и Иран могут построить несколько хороших перспективных зданий, но если они хотят влиять на поток исламских идей, то должны идти в ногу со временем и с изменением технологий веры.

Опубликовано:
Отредактировано: 01.04.2016 13:35
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх