Про победившего в первом туре президентских выборов в Румынии беспартийного популиста Кэлина Джорджеску пишут, что он критикует «сближение с НАТО» и «помощь Украине» и потому он-де наш, примерно как Дональд Трамп.
Ну да, критикует и помогать Киеву не желает, но есть нюанс. Участие Румынии в альянсе не позволяет Бухаресту самостийно решить в свою пользу вопрос Причерноморья – если не с Одессой, как во время Великой Отечественной, то хотя бы с Измаилом и островом Змеиный. Так что помогать Украине для Джорджеску – играть вразрез с интересами своей собственной страны. И хотя избирком намерен пересчитать результаты первого тура (по иску аутсайдера выборов, набравшего примерно процент голосов) и лишить «несистемного» кандидата таким образом его лидерства, сам факт его победы весьма и весьма примечателен. Дело в том, что агитировали за 62-летнего Джорджеску преимущественно в молодёжной социальной сети «Тик Ток», ориентированной на видеоролики короче одной минуты. Люди постарше такое вообще не смотрят, а юнцов за уши не оттащишь. Казалось бы, что им могло «зайти» в роликах скучного кандидата в президенты? Но Джорджеску как-то смог вызвать к себе интерес. И вот результат на табло, как говорят в футболе. Разгадка, впрочем, лежит на поверхности: если с молодёжью пробовать говорить на её языке, есть шанс быть услышанным. Остальные кандидаты даже не пытались. Есть, впрочем, и другое объяснение. «Тик Ток» – китайская сеть. А причерноморские интересы Пекина, вбухавшего миллиарды долларов в портовую структуру Одесской области, поразительным образом совпадают с устремлениями Джорджеску. Так что китайцы могли запросто «подкрутить» ему статистику просмотров, а запредельная популярность роликов, в свою очередь, привлекала всё новых зрителей – по сусекам все вместе и наскребли на победу. Изумляться тут нечему – Дональд Трамп побеждал на выборах в США не в последнюю очередь благодаря широкой кампании в интернете и активности в социальных сетях, а консерватора Джонсона в Британии поддерживали заокеанские владельцы «Фейсбука»* (принадлежит компании Meta Platforms inc., внесённой в перечень экстремистских и террористических организаций) и «Твиттера». Второй тур выборов обещает дополнительную интригу, и речь не о том, кто победит в схватке – беспартийный популист Джорджеску или системный либерал Елена Ласкони. Тут значительно интереснее – молодёжная социальная сеть в интернете против телевидения и традиционным СМИ. Кто кого?
- *
- 21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.