Государственная Третьяковская галерея закрывает свой отдел новейших течений. Современное искусство снова в загоне?
Ну что же, абстракционизм, видимо, опять не наш путь. Очевидно, некоторый консервативный тренд, принимаемый у нас за патриотизм, идёт по всем направлениям. Но Третьяковка, как главная галерея нашей страны, просто обязана транслировать самые современные тенденции в искусстве. Потому недаром письмо с требованием пересмотреть решение и не закрывать отдел подписали многие значительные художники, начиная с Кóмара и Меламида.
Я не знаю, как патриотизму могли помешать новейшие течения в живописи, и не знаю, разумеется, откуда исходит такая инициатива, но это, безусловно, попытка подстроиться под новую интонацию. Этот тренд сейчас проявляется во многих областях. Например, женское движение некоторые безграмотные люди пытаются представить как навязанное Западом. Но я этим занимаюсь и знаю, что, например, Скандинавские страны, достигшие высочайших показателей в области защиты прав женщин, признают родоначальницей этого направления нашу соотечественницу Александру Коллонтай, которая была советским послом в Швеции.
Искусство – это живой организм. И если вы вводите цензуру, то есть ограничиваете работу какого-то одного органа, то вся система начинает плохо работать. Всё целостно и всё связано. Мёртвое должно быть мёртвым, а живое должно быть живым. И музей – это место, где просто необходимы современные художники и их искусство. Но качество этого искусства должны определять всё-таки профессиональные искусствоведы, а не какие-то бывшие артисты или бизнес-деятели, заседающие в Думе. Понимание современного искусства (равно как и литературы и кинематографа), которое отражает нашу эпоху, требует определённого уровня и интеллектуального труда. Продуктами культуры как таковой пользуются лишь 5% общества в любой стране. Но это те самые 5%, которые отделяют культуру от абырвалга.