21 июля 2025 года Президентом России Путиным был подписан Указ, дающий право Федеральной службе безопасности блокировать заход иностранного судна в российские порты, определенные для заходов иностранных судов. Указ необычный. В этой статье мы попробуем разобраться, почему появился этот документ, как было ранее, и как будет теперь.
Советская и российская практика до 21 июля 2025 года
Во времена СССР экспорт и импорт играл существенную роль. Своих торговых судов часто не хватало, поэтому для международных перевозок фрахтовались суда под флагами разных стран. В 70-е годы добавились иностранные круизные лайнеры. Это с одной стороны. С другой, порт – это часть государственной границы, которая всегда требовала жёсткой регламентации и контроля. Компромисс нашли в следующем. В каждом морском бассейне были определены морские порты, в которые был разрешен заход иностранных торговых судов. Соответственно, в остальные порты заход «иностранцам» был запрещён. В разращенных для захода иностранных судов портах были оборудованы международные пункты пропуска с пограничным и таможенным контролем. С точки зрения силовых структур, этого было достаточно. Капитан порта (есть такая должность, отвечающая за бесперебойное функционирование порта) мог запретить заход иностранного судна в порт по конкретным причинам – неисправность, влекущая за собой экологические последствия, какая-либо болезнь на борту, и т.д.. Но таких причин было мало, и каждая из них, по сути – ЧП. Поэтому практически любое иностранное торговое судно могло получить разрешение на заход в разрешенный порт без дополнительных согласований. Что же изменилось?
Таинственные взрывы
За последний год существенно ужесточилось противостояние между Россией м европейскими странами в Балтийском и Средиземном морях. Одно направление этого противостояния – попытка юридически-силового запрета на деятельность «теневого флота» танкеров, перевозящих российскую нефть. Но в последнее время стала всё чаще проявляться второе направление – минирование и взрыва на танкерах, и на других судах, обеспечивающих перевозки в интересах российской экономики и вооруженных сил. Об этом смотри статьи «Взрывы в Средиземном море» и «Неспокойная Балтика. Кабель «Ростелекома» и взрыв в Усть-Луге». Об еще одном ЧП – взрыве на танкере «Eco Wizard» под флагом Маршалловых островов, который перевозил аммиак в порту Усть-Луга – смотри статью.
Первыми, ожидаемо, озаботились владельцы греческого танкерного флота – их танкеры под самыми разными флагами являются важными участниками рынка перевозки нефти и нефтепродуктов. Основная часть нефти перевозится «теневым флотом» танкеров, но и Греция, контролирующая самый большой танкерный флот в мире, также участвует в этих перевозках. По меньшей мере, шесть танкеров (данные «Рейтер», другие эксперты указывают, что подрывов было восемь) взорвались из-за прикрепленных магнитных мин. Четыре из них контролируются греческими судоходными компаниями. Что интересно. Греческие судоходные компании взяли на себя функции силовых структур, и стали проверять аквалангистами подводные части своих судов, направляющихся в российские порты. Кроме этого, часть греческих танкеров используются при перевалке нефти в море. Теперь капитаны таких судов получили инструкции внимательно следить за находящимися недалеко судами, и периодически менять точки якорных стоянок. По сообщению источников, которые в теме, изучается вопрос об обследовании корпусов танкеров дистанционно управляемыми подводными аппаратами. Пока греческие компании не обнародовали результаты таких проверок. Неофициально, в компаниях, занимающихся морской безопасностью судов, говорят о том, что причины всех взрывов – магнитные мины. По словам Кори Рэнслема, Генерального директора компании «Dryad Global», занимающейся киберзащитой и анализом рисков, сказал в интервью «Рейтер», что суда, заходящие в российские порты, всё чаще сталкиваются с «диверсиями со стороны субъектов, спонсируемых государством, или прокси-групп в условиях российско-украинского конфликта». Сказано предельно честно. Еще одна цитата. Элли Шафик, глава отдела разведки британской компании по управлениями морскими рисками «Vanguard Tech»: «..к взрывам, вероятно, причастны украинские государственные, или связанные с государством субъекты…Стратегия преступников, по всей видимости, заключается в преднамеренно скрытном морском саботаже с использованием магнитных мин». Английские – это важно – эксперты говорят, что такой метод обеспечивает обездвиживание, не вызывая полного уничтожения судна и потерь экипажа. Характер диверсии свидетельствует о профессионализме военных специалистов. Такие цитаты из уст английских экспертов и распространяемые английским агентством вызывают крамольную мысль – а не являются ли эти взрывы операцией «под чужим флагом» английских боевых пловцов из «Special Boat Service» – SBS. По данным «Рейтер», эти взрывы – следствие неудовольствия властей Киева действиями греческих судоходных компаний, перевозящих российскую нефть. Комментарий украинских официальных лиц по поводу взрывов на греческих танкерах нет.
Реакция России
Меньше 1% от общего числа предприятий общественного питания, работающих на территории России, заявляют о своей принадлежности к заведениям русской кухни.
Ответ России был неожиданным для многих иностранных наблюдателей. Указ Президента фактически ввел новую схему допуска иностранных торговых судов в российские порты. Теперь, при получении заявки на вход в порт, Капитан порта обязан согласовать разрешение с должностными лицами ФСБ. Запрос на вход из формального превратился в проверку спецслужб, что, в принципе, может влиять на выполнение коммерческих контрактов.
Не ожидая такого, на Западе стали бить в колокола. Их эксперты по морскому судоходству как один стали писать о том, что этим Указом Россия фактически остановила экспорт нефти из Казахстана. В мировой торговле всё взаимосвязано, поэтому после таких оценок возросло беспокойство мировых рынков нефти. Речь идет о работе Каспийского трубопроводного консорциума – КТК. По нему из Казахстана идет 80% экспортной нефти страны. По данным консорциума, в августе план экспорта составляет 6,5 миллионов тонн. Среди акционеров консорциума американские компании «Chevron Caspian Pipeline Consortium Company», «Mobil Caspian Pipeline Company» и «Caspian Pipeline LLC» , итальянский «Agip», британский «British Gas» и другие компании. Россия представляет услуги по транзиту нефти через свою территорию.
Возбудились западные трейдеры из-за загадочной формулировки в Указе – ссылки на Закон «О военном положении». Похоже, они не совсем понимают причинно-следственные связи, о которых говорится в Указе. Вероятно, этот документ отражает озабоченность по поводу того, что два взрыва произошли в российском порте Усть-Луга, и направлен на исключение в дальнейшем таких инцидентов. Судя по всему, в этом случае мы наблюдаем уже привычный парадокс, когда одни антироссийские силы вводят санкции (или, как в нашем случае, подрывают танкеры), а другие западные структуры от этого несут убытки. У России появился рычаг для воздействия на западный (в широком понимании) бизнес – ведь нефть то не российская, и фактически даже не казахская, а уже американская, итальянская и т.д. Хотя Минэнерго Казахстана в своём заявлении отметила, что отгрузка нефти идет по графику. Пока по графику.
Отдельно стоит сказать о версии, которая появилась в профильных СМИ по поводу принятия этого Указа. Речь о появившейся информации о возможном сценарии полного закрытия Балтийского моря для танкеров российского «теневого флота». На танкере, вышедшем из российских портов Усть-Луга или Приморска, в Балтийском море происходит несколько взрывов, в результате которых нефть попадает в Балтику и загрязняет значительную акваторию. Никто не будет разбираться, почему произошел взрыв. Страны НАТО решат свою задачу – блокируют Датские проливы для прохода танкеров. Вполне возможный сценарий. Чтобы не допустить такого развития событий, судя по всему, и был подписан этот Указ.