Версия // Общество // В Финском заливе жертвами атак стала интернет-линия и танкер «теневого флота» России

В Финском заливе жертвами атак стала интернет-линия и танкер «теневого флота» России

3596

Неспокойная Балтика. Кабель «Ростелекома», взрыв в Усть-Луге

В Финском заливе жертвами атак стала интернет-линия и танкер «теневого флота» России (фото: commons.wikimedia.org/ Merivartiomuseo Kotka)
В разделе

Политологи, следящие за развитием событий в нашем быстроменяющемся мире, давно с тревогой указывают на регион Балтийского моря, как на источник возможного нового конфликта между коллективным либеральным Западом и Россией. В Балтийском море стратегические позиции России хуже, чем в Чёрном, и НАТО явно пытается этим воспользоваться. Подготовка к возможному кризису ведется с 2023 года. Сначала искали повод для возможной конфронтации, сегодня – средства для эскалации напряженности.

В этой статье мы расскажем о том, что сегодня происходит в Балтийском море и в Финском заливе.

Превращение Балтики из моря мира в море возможной войны

После окончания Второй мировой войны Балтика, в общем, была мирным морем. Случались инциденты – посадка советской подводной лодке С-363 на мель рядом с входом в главную военно-морскую базу шведского флота Карлскрона, и потом регулярные поиски уже мифических советских субмарин с помощью половины населения королевства. Были поединки подводного спецназа с высадкой боевых пловцов на побережье СССР, но в целом, напряжение было далеко от критического, несмотря на то, что НАТО регулярно проводило учения в Балтийском море. Частично это объяснялось тем, что страны-члены Варшавского договора (СССР, ГДР и ПНР) занимали приблизительно половину береговой черты Балтики. После развала СССР и, особенно, после принятия Швеции и Финляндии в НАТО, море во многом превратилось в «озеро НАТО». За Россией остался Финский залив и небольшая акватория около Калининграда. Эти два региона находятся на противоположных концах Балтийского моря и в случае конфликта вероятна военно-морская блокада российского анклава. Здесь нужно отметить одно существенное отличие в обстановке между Балтийским и Чёрным морями. На Чёрном море, даже во время проведения СВО, вероятно, были достигнуты какие-то договоренности о неприкосновенности торгового судоходства. Да, Россия наносит удары по транспортным судам в портах Одесской области и на Дунае, но это удары по судам, перевозящим оружие. Судя по сообщениям из официальных источников, удары по торговым судам, следующим в порты России и Украины, не наносятся.

Иная ситуация на Балтике. Прибалтийские лимитрофы (Латвия, Литва, Эстония), старые и новые члены НАТО с начала спецоперации стали обсуждать возможность полного блокирования российского торгового судоходства на Балтике. Согласно документам ООН, морская блокада есть повод для объявления войны. Возможно, готовиться еще одно направление войны с Россией, но уже не опосредованное – через Украину – а прямое. Для таких важных решений нужен повод, и желательно несколько. После подрывов «Северных потоков» страны НАТО озаботились сохранностью своих многочисленных кабелей – информационных и силовых, проложенных в больших количествах по дну Балтийского моря. Все дальнейшее вызывает закономерные вопросы, на которые пока нет достоверных ответов. Как по мановению волшебной палочки, кабели стран НАТО, проложенные по дну Балтийского моря, стали выходить из строя. Причина разрыва кабелей была одна – якоря торговых судов, которые шли или в российские порты или из них. Нужно сказать, что ежегодно в мире рвут около 100 кабелей различного назначения. Причины – тралы рыбаков или постановка на якорь в районе нахождения кабеля. Но в нашем случае происходят просто удивительные вещи. Все кабели рвутся в Финском заливе между Таллиным и Хельсинки, или недалеко – между Прибалтикой и Швецией. Что самое интересное, суда, подозреваемые в этом, действительно теряют якоря, которые находят на дне. О том, что происходило в Балтийском море и Финском заливе в 2023 и 2024 годах смотри статьи «Что происходит на дне Балтийского моря?», «Балтийские страсти. Китайский след. Продолжение», «Неспокойная Балтика. Продолжение» и «Неспокойная Балтика. Новые факты». Последний разрыв коснулся уже российского кабеля.

Первое направление – кабели связи

По теме

В феврале этого года произошло событие, которого ждали многие наблюдатели. В Финском заливе был порван кабель «Ростелекома». Всё опять произошло в районе между Хельсинки и Таллиным. Какое-то заколдованное место. Поврежденным оказался кабель Кингисепп – Калининград протяженностью 1 115 км. Российская сторона практически не дает информацию о произошедшем событии. Точная дата обрыва неизвестна. Российская сторона в начале февраля проинформировала финскую Береговую охрану о случившемся и о том, что российское судно будет производить ремонт кабеля в финской экономической зоне. Удивительно, но в наше время всеобщего отказа от всех международных договоров и соглашений сохранились нормальные рабочие отношения между российскими структурами и финской Береговой охраной. Финны работам не препятствовали, только прислали в качестве наблюдателя корабль Береговой охраны «Turva». Этот корабль является активным участником всех эпизодов, связанных с повреждениями кабелей и газопровода между Хельсинки и Таллиным. Судя по всему, зона ответственности «Turva» – Финский залив. Поскольку был порван российский кабель связи, то и расследование проводят российские компетентные органы. К сожалению, никакой информации о причинах происшествия официально не озвучиваются. Известно только, что ремонт кабеля «Ростелекома» ведет специализированное судно «Сивуч», оборудованное всем необходимым для проведения подобных работ, и что ремонт продлится около недели. Кроме этого, в заявлении «Ростелекома» сказано, что «обрыв произошел в результате внешнего воздействия». «Ростелеком» заверил, что обрыв не повлияет на трафик – его перевели на другие кабели. Что интересно. Финские СМИ никак не комментируют произошедшее, кроме сообщения о том, что ремонт проводится под наблюдением корабля Береговой охраны Финляндии. Об этом сообщила финская газета «Yle» со ссылкой на заявление Национального Центра Береговой охраны страны. В этом заявлении сказано, что обрыв «произошел некоторое время назад». Единственный факт, который сообщили финские пограничники – это то, что работы начались 8 февраля и продляться около недели. «Подробности о кабеле лучше узнать у российских властей, или владельцев кабеля», – сказал заместитель Командующего Береговой охраной Финского залива Микко Хирви. «У нас есть нормальный рабочий контакт с Россией по повседневным и практически вопросам», – добавил он. Его начальник, Матти Нииттюмяки, подтвердил, что ремонт – санкционированная финскими властями операция. Ну, хоть это радует. РБК обратилась за комментарием в пресс-службу администрации Санкт-Петербурга. Однако ничего нового, кроме известных фактов о повреждение и о ремонте, сказано не было. В отсутствии официальной информации в ряде социальных сетей стали высказывать мысли о том, что этот обрыв не случаен, это диверсия боевых пловцов НАТО, и что он своеобразная репетиция информационной блокады российского анклава.

Второе направление – взрывы на танкере «Koala» в порту Усть-Луга

Практически одновременно с началом ремонта российского кабеля, в порту Усть-Луга произошло еще одно знаковое событие. 6 февраля Танкер «Koala», входящий в состав российского «теневого флота», прибыл из Сингапура в Усть-Луга. Танкер работает под флагом Антигуа и Барбуды. Судовладельцем выступает «Dahlia International Со» из Либерии, а оператором является кипрская «Lagosmarine Limite». Экипаж «Koala» состоит из 24 человек – 8 граждан Грузии и 12 граждан Индонезии. В Усть-Луге судно обслуживалось на терминале ОАО «Усть-Луга Ойл». Через три дня погрузка закончилась, и 9 февраля «Koala» со 130 000 тонн мазута готовилась к выходу в рейс. При запуске главного двигателя ГД в машинном отделении произошло три взрыва, в результате которых в корпусе образовались три пробоины, машинное отделение наполнилось водой, и танкер кормой сел на грунт. Экипаж не пострадал, разлива нефтепродуктов не произошло. Это факты. Трактовки произошедшего из официальных и неофициальных источников существенно разнятся. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко в своем сообщении заявил, что произошел «техногенный инцидент». Мнение экспертов разделились. Одни поддерживают версию техногенной причины взрывов (к ним относится и генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов), другие считают, что произошла диверсия и началась диверсионная война против российских торговых судов. В качестве одного из доводов приводится гибель судна Оборонлогистики «Ursa Major» – «Большая Медведица». И там, и там, в машинном отделении произошли три взрыва. Некоторые сайты («Царьград») прямо говорят, что перед взрывом была атака дронов на Усть-Лугу. Пусть это будет на их совести.

По теме

Давайте попытаемся разобраться, что же могло произойти в машинном отделении танкера? Взрывы в машинных отделениях современных грузовых судов, к сожалению, время от времени происходят. Причина – недостаточная квалификация экипажа, который делает грубые ошибки при эксплуатации ГД судна. Но есть одно НО. Как правило, такие взрывы приводят к разрушению ГД, машинного отделения, иногда пожаром. Дело в том, что при взрывах в машинном отделении появляется топливо и масло, которое легко воспламеняется. Но представить, что в результате взрыва образовались три пробоины большого размера (водолазный осмотр дал информацию об их размерах: 1 метр на 0,8 метра, и две пробоины по 4 метра на 2 метра каждая) Как водится, возбудили уголовное дело, правда по статье «О нарушении правил безопасности на морском транспорте». Производство начато по ч.1 ст.263 УК РФ Результаты следствия, вероятно, опубликуют позже. Что интересно. «Росморречфлот» в своем заявлении говорит только о взрывах в машинном отделении, не называя их причину. Один из источников рассказал, что взрывы произошли с внешней стороны борта с интервалом в 10 минут. Правда, не ясно, почему взрывов не ощутили экипажи буксиров, работавших в акватории порта? Вопросы, вопросы… Так что из-за чего произошел взрыв – пока не ясно. Но интересно другое. Владельцам танкера дали три месяца, чтобы поднять его и освободить причал. СМИ сообщают, что процесс выгрузки должен вот-вот начаться. Он осложняется тем, что перед выгрузкой мазут нужно подогреть.. Ход работ в порту контролируется заместителем министра транспорта России Евгением Филипповым. Так как машинное отделение выведено из строя, подогрев должен производиться техникой с причала. Её уже доставили в Усть-Лугу из Мурманска.

В порту есть три причала для приема и погрузки нефтепродуктов в танкеры. Причал № 1 – рассчитан на возможность приема танкеров дедвейтом до 115 тысяч тонн и длиной 286 метров. Там осуществляется погрузка темных и светлых нефтепродуктов.

Причал № 2 – может принимать суда дедвейтом до 166 тысяч тонн и длиной 290 метров. Специализация — темные нефтепродукты. Причал № 3 – дает возможность захода танкеров дедвейтом до 300 тысяч тонн и длиной 336 метров. Там также отгружают темные и светлые нефтепродукты. После взрывов работы продолжаются на причалах №1 и №2. причал №3 заблокирован севшей на дно «Koala». Одни сутки простоя причала в Усть-Луге приносят убытков в 1 – 1,3 миллионов долларов США. Если это была всё-таки диверсия, может быть, её целью и было заблокировать отгрузку нефтепродуктов в порту Усть-Луга? Встрепенулись и соседи. Финская Береговая охраны подняла в небо патрульный самолет, который не залетая в воздушное пространство России, определил, что разлива нефтепродуктов нет. Финны объявили, что проведут своё расследование произошедшего. Правда, не понятно, что они будут расследовать.

Вечером 12 февраля появилась информация от 78.ru Это видео осмотра водолазами подводной части «Koala». Разорванная обшивка завернута внутрь корпуса – взрыв произошел вне судна. Вспоминается налет дронов 21 января 2024 года на терминал «Новотэка» в порту Усть-Луги, который привел к пожару.

И последнее, о чем нужно сказать по поводу этого взрыва. Разгрузка танкера, заделка пробоины и откачка воды из машинного отделения займут какое-то время. После этого танкер нужно отвести на ремонт. Доков таких размеров не так много. На Балтике есть док в финском Турку и в датском Оденсе. Но вряд ли в этих странах примут в ремонт танкер российского «теневого флота». В Санкт-Петербург его в ближайшее время тоже не дотащить – мешают ледяные поля. Надо понимать, что главное – не заделать пробоины, а восстановить главный двигатель. И эту проблему нужно будет как-то решать.

Продолжение следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.02.2025 14:50
Комментарии 0
Наверх