Победа Маурисио Макри в президентской гонке обещает не только новый старт для самой Аргентины, но и для ее связей с США, которые были весьма прохладными с момента объявления страной дефолта в 2001 году.
Дипломатическая заморозка
Впрочем, произойдет это лишь в том случае, если США пересмотрит свою роль в этой глубокой дипломатической заморозке. Когда президент Джордж Буш пришел к власти, он отказался многообещающих отношений с южноамериканской страной, чтобы преподнести ей урок финансовой честности. Если США действительно хочет для Латинской Америки "розового прилива" популистского социализма и стремится омолодить собственную региональную дипломатическую харизму, стране необходимо более продумано продвигать свои интересы на соседнем континенте.
В течение многих десятилетий отношения между Аргентиной и США, как отмечал историк, представляли собой "серии повторных недоразумений, длительных периодов напряженности и упущенных возможностей для сотрудничества и дружбы". К лучшему они начали меняться после выборов президента Карлоса Менема в 1989 году. Отчасти это было обусловлено позицией Менемы, который был уверен, что единственный путь положить конец экономическим проблемам Аргентины – порвать с автократическим подходом прошлого руководства страны. Данную позицию активно приветствовали американские политики.
Но согласно Доминго Кавалло, который при Менеме возглавлял МИД и Минфин страны, Аргентина также видела конец «холодной войны» и усилия президента Джорджа Буша-старшего по созданию «нового мирового порядка» как шанс зафиксировать экономические и политические выгоды от более тесных отношений с США.
Политический сдвиг
В течение следующего десятилетия последовал ряд замечательных политических сдвигов. Аргентина отложила свою ядерную гонку с Бразилией и ратифицировала Договор о нераспространении ядерного оружия. Она направила корабли для участия в войне в Персидском заливе. Страна отменила спорную программу, финансируемую Египтом и Ираком, по созданию ракеты средней дальности. Менем стал "наиболее голосистым" политиком Латинской Америки, борющимся за права человека на Кубе.
Аргентина также резко активизировала свое участие в миротворческой деятельности ООН, а в 1997 году администрация президента Билла Клинтона назвала страну главным союзником вне НАТО. По большей части Аргентина добилась тех отношений, что Менема и министр иностранных дел Гидо ди Телла стремились наладить с США
Затем произошел перелом.
Несмотря на достижения и оживленный экономический рост в 1990-е годы правительство Аргентины продолжало делать заимствования, а решение привязать национальную валюту к доллару сделало страну уязвимой для внешнего воздействия. Когда в 1997 году азиатский кризис стал причиной падения спроса на аргентинский экспорт, страна пережила резкое сокращение валютных резервов, что затруднило выплаты по долговым обязательствам. Между тем повышение курса доллара сделало экспорт Аргентины менее конкурентоспособным.
План спасения
США сначала пытались помочь. После кризиса в Азии и России администрация Клинтона с обеспокоенностью отнеслась к проблемам своего нового друга и неолиберального ученика. В 2000 году Вашингтон поддержал пакет в $20 млрд от МВФ.
Бывший специальный помощник президента США Рональда Рейгана Даг Бэндоу считает, что Вашингтону стоило прислушаться к требованиям Москвы по нерасширению НАТО.
К сожалению, для Аргентины, новая администрация Джорджа Буша симпатизировала стране в значительно меньшей степени: она скептически относилась к плану по "спасению" и с подозрением восприняла растущее влияние многосторонних организаций.
Министр финансов Пол О'Нил сообщил Конгрессу, что МВФ "слишком часто ассоциируется с провалом", и призвал отменить программу помощи Аргентине.
Летом 2001 года, администрация Белого дома объявляет, что более не хочет поддерживать программу помощи МВФ для Аргентины. Как выразился О'Нил, "аргентинцы были в изоляции и испытывали трудности 70 или более лет. Они не экспортируют промышленную продукцию, производства развиты плохо. И им это нравится. Никто не заставлял их оказываться в положении, в котором они находятся". США спонтировали, и МВФ в ноябре 2001 года принял решение прекратить оказание дальнейшей финансовой поддержки. В декабре Аргентина объявила дефолт по долгу в $132 млрд.
Отвернулись от целей
В течении следующего года экономика страны сократилась на 11%, власти прибегли к мерам жесткой экономии, а более 50% аргентинцев были ввергнуты в нищету. В 2003 году состоялись очередные выборы, которые привели к власти Нестора Киршнера, регулярно критиковавшего США и МВФ, обвиняя их в разорении страны.
Конечно, вина за произошедшее с Аргентиной лежит в первую очередь на самих аргентинцах. Но решение США отказать Аргентине в помощи не было ни необходимым, ни последовательным. Хотя США выступали против МВФ и программы помощи, Вашингтон принял поддержку Турции, Бразилии и Уругвая.
В Аргентине же общественное мнение по отношению к США оказалось резко отрицательным; там, как и в остальной Латинской Америке, Штаты получили репутацию непостоянного союзника, отказавшись от более привлекательного статуса партнера.
Хуже того, что отвернувшись от Аргентины, Вашингтон перечеркнул долгие годы упорной работы. Пришедший к власти Киршнер не только отверг неолиберализм и так называемый Вашингтонский консенсус; он и впоследствии его жена Кристина Фернандес отвернули Аргентину от целей США.
США лучше ответить взаимностью
Киршнер попытался наладить отношения с Кубой. И он, и его жена заключали соглашения с венесуэльским лидером Уго Чавесом, и даже пригласили его в торговый блок МЕРКОСУР. Киршнер был против вторжения в Ирак и по мере сил противодействовал США в ООН и Организации американских государств. Как хозяин саммита 2005 года в Северной и Южной Америке, он помог организовать встречный саммит, чтобы раскритиковать США и их планы по созданию зоны свободной торговли Северной и Южной Америки.
После вступления в должность его жена продолжила начатое. Ее администрация, как сообщается, провела секретные переговоры с иранскими должностными лицами, предлагая в обмен на иранскую нефть снятие обвинений во взрывах еврейского общинного центра в Буэнос-Айресе в 1994 году. Кроме того, Фернандес открыла двери китайском инвестициям, убеждая пережившее дефолт население страны в преимуществах многополярного мира.
Выборы Макри обещают улучшение дипломатических отношений в будущем: он планирует сместить вектор международных отношений Аргентины от Китая, Ирана, России и Венесуэлы к отношениям США и Европы.
Учитывая обострение глобальной конкуренции за влияние (не в последнюю очередь с Китаем), США лучше ответить взаимностью. Макри понадобится американская поддержка, чтобы, наконец, получить доступ к международным кредитным рынкам. Это является предметом жарких споров с лоббистскими группами (хедж-фондами, которые скупали облигации дефолтной Аргентины), заставляющих Вашингтон придерживаться жесткой позиции. Президент США Барак Обама должен позаботиться, чтобы интерес ограниченной группы лиц не оказался важнее партнерских отношений с Аргентиной и расширения влияния в Западном полушарии.