Версия // Общество // Высокая подводная скорость субмарины достигалась впрыском специального полимера

Высокая подводная скорость субмарины достигалась впрыском специального полимера

2956

Необычные корабли. Подводная лодка СС-533

Высокая подводная скорость субмарины достигалась впрыском специального полимера (фото: Андрей Максимов)
В разделе

Среди сотен подводных лодок, построенных после Великой Отечественной войны в Советском Союзе, было несколько субмарин, боевая задача которых заключалась в испытании новой техники. Не смотря на то, что они несли военно-морской флаг, их боевые задачи состояли совсем в другом. В этой статье мы продолжим рассказ о подводных лодках – лабораториях, которые входили в состав советского военно-морского флота.

Испытатели и исследователи

Советские подводные лодки, которые выполняли специальные задачи, можно условно разделить на несколько групп. В первую группу входили подводные лодки-цели. Их главная задача состояла в обеспечении боевой подготовки экипажей советских субмарин. В составе советского флота было два типа подобных лодок – лодки-цели с экипажами проекта 690 и сверхмалые подводные лодки без экипажей проекта 1015. Во вторую группу входили спасательные подводные лодки, главной задачей которых было спасение экипажей субмарин, потерпевших бедствие. На борту спасательной лодки проекта 940 находились два спасательных глубоководных аппарата проекта 1837, или 1839. Третью группу составляли специальные атомные подводные лодки, подчиняющиеся Главному управлению глубоководных исследований. Четвертуя группа – опытовые лодки и лодки-лаборатории. Если возникала необходимость провести испытания нового образца подводного оружия, то бралась подходящая серийная подводная лодка, которую переоборудовали для испытаний. Такие лодки получали статус опытовых. Но иногда возникала потребность в исследовании глобальной технической проблемы. Вариант с переоборудованием серийной субмарины помочь в этом случае уже не мог. Тогда строилась специальная подводная лодка – лаборатория. О подводной лодке, на которой готовили водолазов-глубоководников, смотри статью «Необычные корабли. Подводная лодка БС-555».

Когда в Советском Союзе вплотную подошли к созданию атомных подводных лодок третьего поколения, перед учеными и инженерами встали многочисленные вопросы, связанные с гидродинамикой и гидроакустикой будущих субмарин. Ответы на них получить методами математического моделирования было уже нельзя – требовалось экспериментальное подтверждение. Решить эту задачу, модернизировав серийную субмарину, было невозможно. Перед конструкторами встала сложная задача.

Подводная лодка проекта 1710

По теме

Проектирование поручили ленинградскому СПМБТ «Малахит» – такое обозначение КБ имеет в наши дни. Главным конструктором проекта назначили Г.П. Москалева. Задача была очень сложная. Конструктора предложили необычную форму корпуса субмарины. СС-533 – такой номер получила лодка – лаборатория – была, пожалуй, единственная в нашем флоте, корпус которой имел форму тела вращения, максимально приближенный к идеалу. По своей конструкции лодка была двухкорпусной. Легкий корпус имел вид тела вращения без цилиндрической вставки. Такие обводы корпуса гарантировали минимальное сопротивление потоку воды и наилучшие пропульсивные характеристики. Кроме обычных корабельных механизмов и систем на лодке были смонтированы несколько комплексов научно-исследовательской аппаратуры и регистраторов различных параметров и физических полей подводной лодки. По планам военных и промышленности, лодка должна была стать частью большого комплекса по испытанию морской техники и оружия на Чёрном море.

Длина дизель-электрической подводной лодки-лаборатории СС-533 проекта 1710 шифр «Макрель» было 64 метра, надводное водоизмещение составляло 1 420 тонн, подводное водоизмещение – 2 480 тонн. Максимальная скорость подводного хода достигала 26 узлов (около 48 км/ч), надводного хода – 10 узлов. Предельная глубина погружения – 300 метров, экипаж состоял из 30 человек. Лодку заложили 22 октября 1985 года, спустили на воду 5 октября 1986 года. 19 декабря 1987 года СС-533 была включена в состав Черноморского флота СССР

В процессе испытаний были опробованы три варианта обтекателей носовой части субмарины, в том числе и гидроакустического комплекса. С этим связана одна из легенд лодки. Дело в том, что СС-533 вооружения не имела, но есть несколько фотографий, на которых отчетливо просматриваются крышки двух носовых торпедных аппаратов. Лодка на самом деле не несла вооружений, просто один из вариантов испытываемого носового обтекателя имел имитацию двух торпедных аппаратов.

Испытания

Лодка базировалась в Севастополе и Балаклаве. Многие элементы конструкции корпуса были новинками, и подвергались всесторонним испытаниям. Кроме уже упомянутых сменных носовых обтекателей, испытывались забортные электроразъёмы, специальные щелевые конструкции, бортовые кингстоны, конструкции вертикальных и горизонтальных рулей. Немного отвлекаясь, скажем, что подобные субмарины-лаборатории были в составе не только ВМФ СССР. В американском флоте аналогичные исследования проводились на исследовательской подводной лодке USS «Albacore» AGSS-569 «Альбакор».

Отдельно надо рассказать о необычных экспериментах, связанных с уменьшением сопротивления корпуса, и, соответственно, с увеличением скорости подводного хода. Для уменьшения сопротивления вдоль легкого корпуса и у перископов подавался специальный раствор полимеров, который существенно уменьшал трение воды о корпус. Скорость лодки при подаче полимеров увеличивался при постоянной мощности двигателей. Цистерна – хранилище полимеров располагалась внутри лодки, а сам полимер подавался через специальные кольцевые щелевидные конструкции. Именно поэтому у СС-533 была такая большая скорость подводного хода. Кроме скорости проводились работы по испытаниям новой методики расчета акустического поля субмарины и расчета гребных винтов лодки. По данным из интернета, применение полимеров позволило снизить сопротивление трению корпуса на 45%, увеличить скорость хода без увеличения мощности на 12% и снизить акустические шумы лодки на 4 Дб.

Испытания продолжались и после развала СССР до 1992 года. После никаких экспериментов на СС-533 не проводились. После раздела Черноморского флота СС-533 осталась в составе российского Черноморского флота. Из Балаклавы российские корабли ушли, и субмарина стала базироваться в Южной бухте Севастополя.

Проводить испытания после 1992 года возможности не было по двум причинам. Во-первых, после развала СССР резко сократилось финансирование вооруженных сил. Практически прекратилось финансирование разработок новых систем вооружений. Во-вторых, проводить секретные испытания в акватории недружественного государства было нельзя. От идеи создания в Черном море комплекса по испытанию морского оружия на базе полигона «Песчаная балка» под Феодосией, пришлось отказаться.

В 2002 году СС-533 вывели из боевого состава флота и в течение нескольких лет разобрали в Севастополе в Инкермане. Эпоха советских подводных лодок – лабораторий закончилась.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.12.2023 14:51
Комментарии 0
Наверх