// // Социальную помощь получат 15% населения, хотя она нужна двум третям

Социальную помощь получат 15% населения, хотя она нужна двум третям

399

По малой нужде

Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Социальная политика в России сегодня носит явно выраженный региональный характер. И вполне естественно, что у территорий разные возможности: есть главы администраций, которые уделяют им значение, а есть такие, которые просто отвечают: «денег нет». Президент России Дмитрий Медведев велел Минздравсоцразвития упорядочить порядок оказания социальных услуг населению. И вот не прошло и года, как в стенах ведомства наконец родился законопроект, призванный заменить принятый аж в 1995 году федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Изменит ли он ситуацию? Похоже, что, несмотря на громкие заявления федеральных чиновников, регионам по-прежнему придётся действовать в соответствии с собственными желаниями и возможностями.

На днях заместитель министра Минздравсоцразвития Максим Топилин заявил, что новый закон сможет сделать социальное законодательство более современным, а также определит тот минимум социальных обязательств, который несёт субъект Федерации при оказании указанных услуг. Сейчас социальное обеспечение населения находится в ведении регионов, и каждый регион решает вопросы соцобслуживания по-своему. И потому, допустим, в Ханты-Мансийске на социальное содержание гражданина в доме престарелых может выделяться, к примеру, 20 тыс. рублей в месяц, а в Ивановской или Костромской областях – в разы меньше.

«Цель законопроекта – установить единый подход для решения ключевых задач социальной сферы», – сказал Максим Топилин. Проект уже прошёл первый этап согласования в федеральных министерствах и ведомствах и вынесен на всенародное обсуждение: в течение месяца на сайте ведомства каждый может высказать своё мнение о документе.

В 2010 году Росздравнадзор 1847 раз проверял, как соблюдаются региональные стандарты социального обслуживания. И анализ результатов показал, что существует острая необходимость разработки государственных стандартов социального обслуживания и совершенствования нормативной правовой базы субъектов РФ по вопросам социального обслуживания граждан. В учреждениях не хватает врачей, соцработников, обслуживающего персонала. Недостаток средних медицинских работников снижает качество обслуживания стариков и инвалидов. Как показали проверки, значительная часть учреждений соцобслуживания и домов ребёнка находятся в ветхих и аварийных строениях. В детских домах-интернатах для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками это 16,2% зданий.

Отметил Росздравнадзор и «значительное снижение уровня финансирования учреждений на укрепление материально-технической базы»: приобретение медицинского, технологического и реабилитационного оборудования в отдельных субъектах Российской Федерации финансировалось в 2010 году до 60–90% от нормативной потребности. В большинстве учреждений отсутствует внутренняя система контроля качества, в том числе и в оказании медицинской помощи.

В отчёте подчёркивается «отсутствие внимания в большинстве субъектов РФ к качеству приобретаемой для клиентов мебели, посуды, обуви, одежды, белья и их соответствию гигиеническим и эстетическим требованиям. На эти цели учреждениям выделяется только от 30 до 60% нормативной потребности денег. Недостаточен контроль за работой соцучреждений в Амурской, Брянской, Костромской областях, Пермском и Красноярском краях.

Не нашли денег на пожарную безопасность такие регионы, как Ульяновская, Костромская области, Пермский и Хабаровский края, республики Карелия, Калмыкия, Саха (Якутия). Среди территорий, где плохо оказывается медпомощь в соцучреждениях (в том числе без лицензий), – Белгородская, Ульяновская области, Пермский край, республики Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Чувашия; не хватает лекарств в учреждениях Ленинградской и Магаданской областей, Приморского края, республик Марий Эл, Северная Осетия – Алания.

По теме

Огромны очереди для размещения в социальные приюты и дома для престарелых в Иркутской, Московской, Челябинской, Кемеровской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Нормы питания и обеспеченности мягким инвентарём, мебелью, реабилитационным, технологическим оборудованием не выполняют Архангельская, Волгоградская, Новгородская, Псковская, Кировская области, республики Алтай, Бурятия, Карелия, Калмыкия. В специализированных детских учреждениях большинства субъектов РФ, таких как Смоленская, Мурманская, Владимирская, Вологодская, Архангельская области, республики Коми и Бурятия, остро не хватает обуви, одежды, постельного белья.

Новый законопроект предполагает, что появятся требования к стандартам и регламентам оказания социальных услуг. Он должен детализировать порядок предоставления социальных услуг и принципы регулирования этой сферы. Появится и новый перечень критериев, по которым граждане будут отнесены к категории людей, находящихся в сложной жизненной ситуации и особенно нуждающихся в социальной помощи.

К таковым отнесут лиц пожилого возраста – старше 60 лет, в первую очередь одиноких (к ним причислят и тех, у кого есть родственники в других городах), инвалидов, людей беспризорных и безнадзорных, освободившихся из мест лишения свободы, пострадавших от разного рода конфликтов, катастроф, от действий третьих лиц, а также подвергшихся насилию в семье или имеющих иные семейные проблемы, например наркозависимых членов семьи, детей-инвалидов. Также в законопроекте прописаны понятия социальных услуг и социальной помощи, определены категории получателей, введены понятия «трудная жизненная ситуация», «индивидуальная нуждаемость в социальных услугах», «малообеспеченность» и др.

Впервые на законодательном уровне предлагается зафиксировать перечень конкретных социальных услуг и их содержание. Появятся и «дополнительные платные услуги». Они будут предоставляться гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, но при этом среднедушевой доход которых не менее чем в 1,5 раза превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Конкретный размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг за плату установят в регионе. Кроме того, с момента принятия закона негосударственный сектор получит возможность оказывать соцуслуги наравне с государственными службами.

На вопрос «Нашей Версии», сколько в России лиц, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах, а также за чертой бедности и т.п., то есть сколько в стране претендентов на получение социальных услуг, Максим Топилин сказал, что точных цифр не назовёт, но в стационарных условиях сегодня получают такие услуги 370 тыс. человек, ещё около 18 млн человек вне учреждений, в том числе около 1,5 млн человек получают их на дому и в полустационарах. Если считать, что в России в 2010 году проживали 141,8 млн человек, то выходит, что получателей социальных услуг в стране около 15% населения.

Однако, как пояснил «Нашей Версии» член-корреспондент РАН, директор Института экономики Руслан Гринберг, подобные подсчёты – «от лукавого». На самом деле «у черты и за чертой бедности находятся в России более двух третей населения. Практически это все жители, кроме тех, которые живут в больших городах. Это далеко не 15% населения. Большинство перебивается доходами с собственных огородов и серым налом от подработок, и огромный пласт жителей находится просто в отчаянном положении».

Росздравнадзор указал на недостаточное финансирование на уровне субъектов Федерации. «Расчёт финансирования учреждений осуществляется не от нормативной потребности, определённой госстандартами социального обслуживания, а от минимальных финансовых показателей расходов предыдущего года», – подчёркивается в отчёте. Но даже установленная регионами нормативная потребность не дотягивает до потребности реальной. И в этом отношении новый законопроект вряд ли что-то изменит.

Что такое «прожиточный уровень» сегодня? Скажем, в Московской области (МО) для пенсионера он составляет 5257рублей, а для ребёнка – 6834 рубля. Значит, если доход пенсионера в МО будет составлять больше 8 тыс. рублей в месяц, то за пребывание в доме престарелых ему придётся отдать 75% пенсии, да к тому же ещё и получать дополнительные соцуслуги за деньги. В ведомстве поясняют, что доплата будет составлять 25% рыночной цены. Почему не 10 или не 50%? «Это средний показатель по регионам», – ответил на вопрос Максим Топилин. Почти как средняя температура по больнице! «Ориентироваться на 1,5 прожиточного минимума дохода и доплату в 25% рыночной цены – критерий весьма спорный, – считает член Общественной палаты РФ Александра Очирова. – Такие расчёты идут вразрез с решениями о стратегии социальной политики, принятой на недавнем госсовете».

В России нет сегодня никаких единых госстандартов хотя бы по минимальному наполнению таких услуг, и это главное. Будет определено, что Не существует государственного стандарта, что мяса должно быть, скажем, не меньше 100 граммов в день, так что вполне может быть и 100 граммов в месяц или даже в год. «Несколько лет мы в Общественной палате говорим о насущной потребности создания социальных стандартов, – убеждает Александра Очирова, – но Минздравсоцразвития не занимается этой работой».

Опубликовано:
Отредактировано: 19.09.2011 13:02
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх