В конце мая «Сбер» запустил свой очередной сервис – «СберАвтоподписка», позволяющий гражданам брать автомобили в долгосрочную аренду. Планы у банка огромные: к 2025 году предполагается сдавать в аренду порядка 30 тыс. машин, выручая за это 25 млрд рублей.
Подписка на автомобили – штука для России уже не то чтобы новая: ещё в 2019 году этот вид услуги запустили Hyundai и Volvo, затем к ним присоединились другие автопроизводители и дилеры. Суть идеи в том, чтобы вместо покупки машины брать её в аренду – дескать, это намного выгоднее: не надо сразу отдавать большую сумму денег, а также тратиться на покупку страховок, зимней резины и техобслуживание – всё это включено в сумму ежемесячной оплаты. Правда, скептики указывают, что практически за те же деньги можно оформить машину в кредит, при этом автомобиль потом ещё можно будет продать и частично отбить затраты. А подписка подходит разве что не считающим деньги богачам и молодым мажорам, у которых нет возможности купить дорогую машину, зато имеются понты и готовность отдавать за них 50 тыс. и более в месяц.
Таким образом, в «Сбере» обратили внимание на ещё одну возможность заработать на россиянах. Как водится, активно идущая сейчас реклама обещает клиентам сервиса множество благ. Хотя не стоит принимать всё за чистую монету: указание, что цена аренды начинается «от» такой-то суммы, значит, что так будет только при определённых условиях. Например, платить 30 700 рублей в месяц за «Нисан Кашкай» получится, только если взять его на три года и при смешном пробеге в 40 тыс. километров. При другом сроке и пробеге цена окажется заметно выше.
К тому же банкиры уже давно приучили к тому, что всё самое интересное говорится не в рекламных посулах, а скрывается в многостраничных договорах, написанных мелким шрифтом. Потому изучим, что же обещает типовой договор аренды, который, поискав, можно найти на сайте сервиса.
- Прежде всего выясняется, что помимо ежемесячной платы придётся внести ещё так называемый обеспечительный платёж, сравнимый с ежемесячной платой. Деньги обещают вернуть, если после окончания договора с машиной всё будет в порядке. Правда, не сразу, а через 20 дней. Но главное, что здесь может повториться ситуация, хорошо знакомая тем, кто снимает квартиры. Как известно, сейчас при сдаче жилья хозяева часто просят внести залог в сумме месячного платежа, обещая его вернуть, если квартира окажется без повреждений. Однако при желании владелец квартиры всегда может придраться к чему-нибудь и не отдавать деньги. Так и здесь – тем более что конкретные критерии нанесённого автомобилю ущерба не указаны и под него можно подвести, скажем, облезший руль.
- Вообще складывается впечатление, что клиента подчинённые Германа Грефа считают дойной коровой, который должен только отдавать деньги. Так, если с машиной что-то произойдёт и она попадёт в ремонт, то оплачивать аренду всё равно придётся. За несвоевременное прохождение ТО выпишут штраф в 15 тыс. рублей. Хотя это ещё можно понять. Но вот штраф в размере 300 тыс. (!) за повреждение телеметрической системы, следящей за тем, как и где ездит водитель, выглядит за гранью добра и зла. При этом нигде отдельно не указано, что повреждение должно произойти именно по вине клиента. А надежда, что «Сбер» прочитает договор в пользу клиента, увы, призрачна.
- Также возникает подозрение, что в «Сбере» взяли за образец правило: вход – рубль, а выход – два. Клиенту, решившему досрочно разорвать договор (мало ли – потерял работу и не может больше платить!), судя по всему, всё же придётся заплатить, во-первых, неустойку в размере половины месячного платежа, а заодно и штраф. А это от двух до пяти месячных платежей – десятки, а то и сотни тысяч рублей! Кроме того, такой же штраф накладывается и в том случае, если сервис сам решит разорвать договор. Такое право возникает у него в целом ряде случаев. Например, выяснится, что машина используется в предпринимательских целях (интересно, будет ли считаться таковой перевозка в багажнике ящика с товаром в свой магазин?). Но это ещё не самое любопытное. Основанием для расторжения договора станут действия клиента, которые окажут «негативное влияние на деловую репутацию арендодателя, включая среди прочего распространение клеветнических или иных негативных сведений об арендодателе в сети Интернет или иных публичных ресурсах». Обратите внимание: речь идёт не только о клевете, а даже просто о неприятных для банка фактах. То есть больше никаких высказываний в соцсетях на тему некомпетентных и хитрых сотрудников, впаривающих дополнительные услуги. Никаких репостов новостей о том, как из сейфовой ячейки пропали положенные туда деньги, а база данных с номерами паспортов оказалась в руках мошенников. Молчать под угрозой штрафа! Вот и думай после этого: кого себе хочет завести банк – уважаемых клиентов или бессловесных рабов?
Столичный градоначальник Сергей Собянин заявил о том, что самым востребованным автовокзалом Москвы остаётся «Саларьево», при этом и другие станции трансформируются в комфортабельные хабы.
После этого уже не выглядит странной прописанная в договоре возможность изменения стоимости аренды в одностороннем порядке. Интересно, многих ли привлекут такие условия? До конца нынешнего года в «Сбере» собираются «заполучить» порядка 3 тыс. клиентов.
Разнообразие услуг это хорошо, а вот востребованы они окажутся или нет время покажет. Но и конкуренты не спят, поэтому кто первый, тот молодец в любом случае.