// // Россия нуждается во втором этапе реформ

Россия нуждается во втором этапе реформ

744

Сокращение рисков

Россия нуждается во втором этапе реформ
В разделе

Низкие цены на нефть и экономические санкции являются двумя основными проблемами, стоящими в настоящее время перед Россией. Но они также являются ключевыми факторами реформ, реализация которых значительно усилит российскую экономику.

Это может звучать парадоксально, но падение цен на нефть, совпавшее с необходимостью сокращения внешнего долга из-за санкций, дало мощный импульс реформам.

То, что Россия, приспосабливаясь к этому, коренным образом изменила ландшафт, является ранним признаком успехов, которых страна сумеет достичь, если воспользуется новыми возможностями. Годовое сокращение ВВП оценивается в 3.7% в 2015 году, но не исключено, что при определенных условиях этот показатель может вернуться к росту уже этом году, составив приблизительно 0.4%, а в 2017 - 1.9%, Реакция российских властей на ситуацию, которая могла перерасти в масштабный кризис, показала, что уроки были извлечены.

Возможно, наиболее важной часть официального ответа на кризис стало принятое в ноябре 2014 года решение отпустить рубль. Это позволило валюте "принять удар" на себя и поглотить большую часть реакции рынка на кризис. Курс рубля, составлявший в 2013 году 31,9 руб за доллар, упал до 61 рубля за доллар в 2015 году. Девальвация национальной валюты способствовала укреплению торгового баланса России. В 2015 году сальдо составляло $143.9 млрд; в 2016, по прогнозам, достигнет $148 млрд; а в 2017 году вырастет до $173.1 млрд.

Естественно, была у этого решения и обратная сторона – ускорение роста цен и, как следствие, снижение уровня жизни. Инфляция достигла 12.9% в 2015 году, тогда как годом ранее составляла 11.4%. Впрочем, по прогнозам, в этом году она снизится до 7%, а в следующем составит 6.1%. При этом официальная цель еще более амбициозна.

Политическая модель России, как бы кто к ней не относился, оказалась гораздо стабильнее, чем, скажем, бразильская. В частности, она может похвастаться низким и продолжающим снижаться уровнем безработицы. Согласно данным Росстата, в 2014 году общая безработица сократилась с 5,5 млн в 2010 году до 4,1 млн в 2013 году, и 3,9 млн в 2014.

Хотя переход к плавающему рублю был одним из ключевых элементов российской реформы, решения, связанные с рынком капитала, не менее важны. Под эгидой Центробанка была укреплена Московская биржа, что обеспечило финансовую систему страны собственным финансовым инструментом мирового уровня. Плоды этой реформы можно увидеть в чистой прибыли финансового сектора. Опустившись до 1.6% в 2008 году, в 2015 он отскочил вверх, но предстоит еще многое сделать. Главным приоритетом должен стать контроль инфляции. На январь 2016 года она составляла 9.8% и Банк России планирует сократить ее до 4% в 2017 году. Если же она будет расти и превысит 20%, то это нанесет серьезный ущерб банковскому сектору.

Наряду с инфляцией необходимо реформировать систему социальных выплат, таких как пенсии. Представители ряда специальностей, от школьных учителей до полицейских, уходят на пенсию на 10-15 лет раньше официального пенсионного возраста. Эта реформа, естественно, будет непопулярна, и ее, возможно, решат отложить до окончания парламентских выборов, намеченных на сентябрь.

И, наконец, жизненно важную роль играет приватизация государственных монополий. Первая волна, как ожидается, начнется во второй половине текущего года. Также правительство, вероятно, продолжит оказывать давление на компании, которые оно контролируют, требуя направлять на выплату дивидендов больший процент от прибыли.

По теме

До сих пор реформы были вынужденной мерой. Но при этом правительство не выбрало путь популизма и действовало ответственно. Вероятно, российские политики будут придерживаться выбранной линии поведения и в дальнейшем. Требования поддержать рост за счет размещения долговых обязательств, расходование резервов или чрезмерно экспансивная денежно-кредитная политика ЦБ РФ будут блокированы Кремлем.

Единственной реальной альтернативой для создания устойчивого роста в России являются рыночные реформы. До сих пор Кремль лишь реагировал на вызовы, но теперь пришло время взять инициативу в свои руки.

Не следует забывать, что даже когда нефть стоила $100 за баррель, у России были проблемы с замедлением темпов роста, и президент Путин говорил о необходимости диверсификации экономики и большей активностью частного сектора. Обвал нефтяных цен помог провести реформы; даже санкции имеют благоприятные макроэкономические и финансовые последствия - они привели к сокращению внешнего долга на 30% за последние полтора года (сократились с $733 млрд в середине 2014 года до $515 млрд в начале 2016). Кроме того, они способствовали очищению банковского сектора и введению более строгих правил.

В последние месяцы цены на нефть неуклонно растут из-за совокупности устойчивого роста спроса и проблем с поставками. По прогнозам экспертов, рынок нефти продолжит стабилизироваться и к концу года баррель «черного золота» будет стоить около $60.

Инвесторы одобряют нынешние реформы. Отток капитала значительно снизился, рынок ценных бумаг является одним из наиболее привлекательных среди стран с формирующейся рыночной экономикой и уровни кредитных дефолтных свопов указывают на сокращение рисков в России.

Первая волна российских реформ была вызвана внешними факторами. Следующая же волна будет порождена волей самих россиян.

Опубликовано:
Отредактировано: 11.08.2016 16:00
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх