// // Россия может построить свои «Мистрали», но что с ними делать – неясно

Россия может построить свои «Мистрали», но что с ними делать – неясно

1077

Спустят на воду

2
В разделе

Неудача с покупкой «Мистралей» заставила российский ВМФ обратиться к отечественным разработкам. Представители ОПК уже заявили, что в стране существуют проекты современных кораблей, которые можно реализовать за короткое время. Способна ли российская оборонка строить современные военные корабли, выяснила «Наша Версия».

Сюжет: Армия

В середине июня военное ведомство устами главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова проинформировало, что российские военно-морские силы готовятся к серьёзному перевооружению. При этом во флот будут поступать исключительно современные корабли, приспособленные к перспективным образцам ракетного вооружения, которые ещё только находятся в разработке. Будет у них и другая особенность – новые корабли предполагается настолько насытить автоматикой и электроникой, что для их обслуживания потребуется минимальный экипаж. Это приведёт к тому, что моряки будут служить посменно, прорабатывается даже вопрос о возможности ротации экипажа в любом порту. В особенности руководитель российского ВМФ обратил внимание на уникальные патрульные корабли. Шесть единиц будут построены до 2020 года, и их задачей станет обеспечение боевой устойчивости в ближней морской зоне, защита пунктов базирования и участие в составе группировок в дальней морской зоне. Также предусмотрена задача сопровождения гражданских судов в районах, где существует опасность пиратского нападения. Четыре патрульных корабля будут направлены в Чёрное море. Другие два предполагается построить по спецпроекту для выполнения задач в Арктической зоне.

переводить эсминец на атомную тягу придётся из-за того, что в связи с украинским кризисом возникли перебои с поставками газотурбинных энергетических установок с николаевского предприятия «Зоря-Машпроект»

Россия получила французские технологии?

Символом «подъёма российского флота с колен» станет создание собственного вертолётоносца. Отказ Франции передавать построенные «Мистрали» глубоко возмутил общественность, однако теперь выясняется, что Россия и сама в состоянии создать корабль подобного типа. Так, на форуме «Армия-2015» был показан макет российского универсального десантного корабля-вертолётоносца «Прибой». Проект разработало Невское проектно-конструкторское бюро. При этом сообщается, что по ряду тактико-технических характеристик российский корабль превзойдёт французский. Все оружейные системы, десантно-высадочные средства и авиакрыло будут исключительно российскими. Предполагается, что корабль сможет развивать скорость до 20 узлов. Его водоизмещение составит 14 тыс. тонн, дальность плавания –

6 тыс. миль, а автономность похода – 60 суток. На его борту разместятся до 8 противолодочных и десантно-высадочных вертолётов Ка-27 и Ка-52, а также до 4 десантных катеров. Корабль сможет перевозить до 60 единиц боевой техники. Противовоздушную оборону будут обеспечивать зенитные ракетные комплексы морского базирования «Панцирь-М». Как обещается, для ВМФ будет построено не менее четырёх таких кораблей. Производство новинки может начаться уже в 2016 году. Скорее всего госзаказ получат санкт-петербургское предприятие «Балтийский завод», на котором, кстати, были созданы две кормы для французских «Мистралей», а также калининградский судостроительный завод «Янтарь».

Впрочем, у «Прибоя», возможно, появился конкурент. В ЦНИИ имени Крылова разработан ещё один проект вертолётоносца «Лавина» водоизмещением 24 тыс. тонн – на три больше, чем у Mistral. Будущий корабль по своему архитектурно-конструкторскому типу будет полутримараном с дальностью плавания 5 тыс. миль при 18 узлах, максимальной скоростью 22 узла, экипажем 320 человек. Он сможет перемещать десант в 500 человек или 50 бронетранспортёров. Проект предусматривает базирование 16 вертолётов: многоцелевых Ка-27, транспортно-боевых Ка-29 и ударных Ка-52К. Предполагается также размещение шести десантных катеров проекта 11770 «Серна» или шести десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор». На вооружении корабля будут согласно проекту артустановки АК-176 М и АК-630 М-2 «Дуэт», морские зенитные комплексы «Панцирь-МЕ».

По теме

В этой связи интересно вспомнить, что ещё на заре подписания контракта шли разговоры, будто бы корабли Mistral были нужны России для заимствования технологий и дальнейшего их использования при строительстве собственных вертолётоносцев водоизмещением от 20 до 40 тыс. тонн. Непонятно, совпадение ли это, но теперь нужные технологии, ранее отсутствовавшие, получается, у России появились.

Однако другой вопрос, насколько вообще нужны России вертолётоносцы. По крайней мере эксперты высказывают на этот счёт большие сомнения (см. «Мнение»).

Эсминец «Лидер» сможет поражать цели в космосе

Ещё одной новинкой обещает стать перспективный эсминец «Лидер», поступление во флот которого намечено на 2019 год. На его счёт планы ВМФ ещё более обширные. Всего планируется купить 12 эсминцев нового типа: шесть для Северного флота и столько же для Тихоокеанского.

Новый эсминец по своей ударной мощи окажется близок к крейсеру – по ряду сведений, в список вооружения войдут стандартные для новых кораблей российского флота ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр». Также корабли получат морскую версию зенитной ракетной системы С-500, укомплектованной разными типами ракет, в том числе способными поражать цели в ближнем космосе.

Усилить вооружение позволит повышенное водоизмещение нового корабля. Если у его предшественника по классу – эсминца проекта 956 водоизмещение около 8 тыс. тонн, то у «Лидера» оно будет около 14–15 тыс. тонн. Однако причиной этого является вовсе не желание создать суперкорабль. Дело в том, что «Лидер», по всей видимости, получит атомную силовую установку, для чего потребуется увеличивать объёмы судна. А переводить эсминец на атомную тягу придётся из-за того, что в связи с украинским кризисом возникли перебои с поставками газотурбинных энергетических установок с николаевского предприятия «Зоря-Машпроект».

В начале июня уже звучали сообщения, что в настоящий момент Россия не может завершить новые надводные корабли для Военно-морского флота именно из-за отказа Украины поставлять газотурбинные двигатели. Помочь исправить ситуацию должна программа импортозамещения по этим двигателям и другим важным агрегатам. По плану Россия должна освоить производство собственных газотурбинных двигателей в 2018 году. Но, возможно, ситуация ещё более критична. Дело в том, что Россия закупала на Украине для флота 186 различных узлов. Ещё 640 позиций покрывали поставки из стран Евросоюза, на которые теперь не приходится рассчитывать из-за санкций. В основном речь идёт об оптике и радиоэлектронике. Представители российского ОПК обещают, что ВМФ начнёт получать продукцию российского производства уже в 2017–2018 годах, однако, к примеру, дефицит корабельных газовых турбин, по оценкам специалистов, будет сохраняться до середины 2020 годов.

Мнение

Александр Храмчихин, руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа:

– По всей видимости, сегодня в России пройдена определённая точка невозврата в кораблестроении. Наглядное подтверждение того – начало строительства кораблей следующего поколения, специально разработанных для перевооружения ВМФ. Речь идёт о многоцелевом фрегате дальней морской зоны проекта 22350. Если привлечь максимум ресурсов, в России способны построить и корабли более высокого класса, в том числе вертолётоносцы и авианесущие крейсеры. Но к каждому проекту нужно подходить обстоятельно. Например, России не нужны корабли класса Mistral, и это было понятно ещё до того момента, как французы их отказались продавать. Не случайно Советский Союз их никогда не строил. И не потому, что не хватало технологий, а поскольку они не были нужны. Допускаю, что те проекты вертолётоносцев, которые сейчас предлагаются, это попытка выбивания средств на совершенно не нужные российскому ВМФ корабли.

Опубликовано:
Отредактировано: 29.06.2015 11:33
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх