Версия // Власть // Российским бюджетным организациям предстоит перейти на самоокупаемость

Российским бюджетным организациям предстоит перейти на самоокупаемость

14573

При своих

Предыдущий эксперимент по переводу региональных школ, поликлиник и библиотек на хозрасчёт закончился безуспешно Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Недавно Госдума одобрила в первом чтении закон о правовом совершенствовании правового положения государственных учреждений. Совершенствовать в первую очередь будут источники дохода: больницам, школам, музеям и тому подобным заведениям предстоит перейти на самообеспечение. Список организаций, остающихся на государственном довольствии, сократится до минимума. Недовольство инициативой выражают и оппозиция (что понятно), и депутаты «Единой России». Однако через нижнюю палату законопроект движется очень резво. Что за спешка? – поинтересовался корреспондент «Нашей Версии».

Правительственный законопроект со сложным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», по идее, должен сократить зависимость государственных учреждений от бюджета и заставить их зарабатывать самостоятельно. Судя по тому, что документ уже одобрен в первом чтении Государственной думой, вскоре поликлиники, школы, музеи и библиотеки перейдут на максимальное самообеспечение, превратившись, по сути, в коммерческие организации.

Реформированию подлежат 328 тыс. бюджетных учреждений, в том числе 25 тыс. федеральных. Поправки, в частности, предлагают следующее изменение отношений между государством и своими учреждениями. С 1 января 2011 года большая часть учреждений будет снята со сметного финансирования. Государство будет давать им некий заказ на выполнение неких услуг и под этот заказ выделять деньги. Взамен учреждениям предоставят право «заниматься деятельностью, приносящей доходы», и, что самое главное, оставят эти доходы в их полном распоряжении. Организациям предоставят и больше прав в отношении собственного имущества. Но, позволив заниматься коммерческой деятельностью, государство снимет с себя ответственность. И если, к примеру, школа влезет в долги в попытке организовать доходное дело, отвечать перед кредиторами ей придётся самостоятельно.

«Доставшаяся нам в наследство система бюджетных учреждений оторвана от нынешних реалий и условий, она была создана под иной тип социально-экономической формации и просто неадекватна требованиям времени, – объясняет задачу председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Фёдоров. – Их мотивация направлена на расширение расходов и штатов, и нет никакой мотивации на качество услуг. Очевидно, что подавляющему большинству граждан не нравится существующая система отношений к ним со стороны бюджетных учреждений. При обращении в бюджетные учреждения граждане зачастую встречают невнимательное отношение, откровенную грубость, низкое качество обслуживания и квалификации».

По замыслу правительства необходимость зарабатывать подстегнёт бюджетников и заставит их трудиться на уровне коммерческих структур. Но вольницу предоставят не всем. Часть нынешних бюджетных организаций будет трансформировано в «казённые учреждения». Согласно законопроекту полностью на государственном довольствии останутся органы госвласти, учреждения силовых ведомств, следственные изоляторы, детские дома, лепрозории и противочумные учреждения. Примечательно, что в перечне нет таких заведений, как тюрьмы, а из психлечебниц останутся на гособеспечении только заведения «специализированного типа с интенсивным наблюдением». Ну а всем остальным нужно будет заниматься коммерцией.

Против законопроекта выступила думская оппозиция. Коммунисты и «эсеры» в один голос заговорили о попытке правительства спихнуть с себя социальные обязательства. Зампред Госдумы Иван Мельников заявил, что данный закон сопоставим с печально известным 122-м законом о монетизации льгот. «Только тогда была монетизация льгот, а теперь фактически монетизация учреждений, – говорит Мельников. – «Единая Россия» когда-то уже проспала и отмену льгот, и транспортный налог. Все эти решения вызывали взрывы негодования. Пример – недавние события в Калининграде. У этой партии нулевая чувствительность к обострению ситуации. Проспит и это».

По теме

Негативная реакция оппозиции была вполне ожидаемой. Гораздо интереснее то, что, несмотря на голосование фракции «Единой России» за новый законопроект, заключения 12 думских комитетов, возглавляемых «единороссами», фактически не оставляют от него камня на камне.

Два наиболее значимых комитета Госдумы – по конституционному законодательству и государственному строительству, возглавляемый Владимиром Плигиным, и по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству под руководством Павла Крашенинникова, – жёстко прошлись по законопроекту. «По существу, закреплённый в законе предлагаемый тип бюджетного учреждения размывает саму конструкцию учреждения, поскольку по объёму предоставляемой ему правоспособности оно представляет собой фактически разновидность коммерческой организации», – говорится в документе, подготовленном комитетом Крашенинникова.

«Внезапные и столь масштабные изменения законодательства, регламентирующего правовой статус бюджетных учреждений, ухудшают положение значительного числа уже существующих контрагентов таких организаций», – добавляют эксперты комитета. Примечательно, что заключение составлено в предельно жёсткой форме, без традиционных ремарок, что, мол, дело поправимо, только стоит учесть наши замечания.

По словам члена Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой, принятие поправок превращает бюджетные организации в нечто, находящееся вне правового поля. Она убеждена, что государство потеряет контроль над бывшими своими учреждениям, потому как неясно, перед кем и за что они должны отчитываться. Самый большой вопрос – кто будет являться собственником? Если с коммерческими организациями всё понятно, то в обновлённых бюджетных организациях государство настолько самоустранилось от потенциальных проблем, что стало непонятно, где чьё. «Кто собственник имущества, которое приобретено за счёт доходов от приносящей доход деятельности? Руководитель предприятия, трудовой коллектив? – задаётся вопросами Дмитриева. – Доход от использования имущества, находящегося в государственной собственности, для бюджетных учреждений не является доходом бюджета. А чьим доходом это является?»

«Проблемы, которые законопроект призван решить, он не только не решает, а, наоборот, усиливает, – доказывает Дмитриева. – Происходит полное выпадение из законодательного пространства». Но, несмотря на серьёзные пробелы в самом законе, его продвижение происходит весьма быстро. Документ был утверждён президиумом правительства 30 декабря 2009 года, 12 февраля прошло первое чтение, а следующее назначено уже на 19 марта. А ведь законопроект предусматривает радикальное изменение российских законов. По оценке разработчика документа, Министерства финансов, для его реализации необходимо поменять порядка 80 подзаконных актов и написать не менее 14 новых. Однако федеральным органам власти уже поставлена задача к 1 июля подготовить списки принадлежащих им бюджетных учреждений. Такой скоростной режим обусловлен тем, что всё хотят сделать к маю, когда Минфин начнёт подготовку бюджета на 2011 год.

Параллели с пресловутым законом о монетизации напрашиваются сами собой: 122-й закон прошёл с неменьшей скоростью и произвёл не менее радикальную реформу. Мельников предостерегает, что социальные последствия принятия данного закона окажутся ещё более существенными и это может вызвать куда более серьёзные волнения.

Опасения коммунистов вполне понятны: большинство дотируемых государством учреждений не имеет даже теоретической возможности выйти на самоокупаемость. Так, по данным за 2008 год, Очевидно, что даже предоставление коммерческих прав не сделает их прибыльными. К примеру, сельской школе и библиотеке в депрессивном регионе профильной деятельностью не заработать при всём желании.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.02.2010 19:51
Комментарии 0
Наверх