В 1997 году на мировые экраны вышел фильм Джеймса Кэмерона «Титаник». Блокбастер собрал 11 «Оскаров», в том числе за операторскую работу и визуальные эффекты. Однако сам Кэмерон признавал: вряд ли ему удалось бы снять свой шедевр, если бы не помощь российских специалистов-подводников, обеспечивших погружения к затонувшему лайнеру.
Среди них был и Анатолий Сагалевич, выполнивший работу пилота глубоководного аппарата. Именно благодаря ему мир смог увидеть завораживающие кадры подводных съёмок лайнера, погибшего в 1912 году.
Сейчас Анатолий Михайлович работает в Институте океанологии РАН, заведует лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов, он доктор технических наук, профессор, кавалер высоких правительственных наград, Герой Российской Федерации. Среди многих зарубежных почётных званий и наград – медаль Томаса Ловела за весомый вклад в проведение глубоководных исследований океана в XX веке.
– Анатолий Михайлович, в вашем послужном списке более 500 погружений в океанские глубины, около 4 тыс. часов напряжённой работы пилота глубоководного обитаемого аппарат. Какие из этих экспедиций для вас наиболее памятны?
– Самыми «адреналиновыми» погружениями, пожалуй, были глубоководные испытания вновь построенных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2», где я выполнял обязанности пилота-испытателя. Тогда один аппарат мы опустили под воду на 6170 метров, а второй – на 6120 метров. Ещё врезалось в память погружение под лёд в точке географического Северного полюса на глубину 4300 метров, это случилось 2 августа 2007 года. Здесь нужно было преодолеть многое и психологически и технически. Главное, требовалось филигранно подняться с глубины 4300 метров, чтобы попасть в небольшую полынью в дрейфующей льдине. Одна ошибка – и мы остались бы подо льдом. Тогда мне и всей нашей команде на базовом судне пришлось немало поволноваться. Это погружение даже сравнивали с первым полётом в космос. Ну и, конечно, «Титаник».
«Чужая подлодка не таранила «Курск»
– Успех фильма «Титаник» во многом объяснялся тем, что в нём были использованы реальные подводные съёмки с места гибели судна. Скажите, а наши кинематографисты не обращались к вам с предложением принять участие в подобных проектах?
– С Джимом Кэмероном меня связывает более чем 20-летняя дружба. После «Титаника» я работал вместе с ним на съёмках ещё трёх фильмов. А в 2005 году мы сделали прямую телетрансляцию с «Титаника», которую весь мир смотрел в течение двух с половиной часов.
Что касается наших кинодеятелей, то некоторые из них обращались ко мне лишь за тем, чтобы я либо познакомил их с Джимом, либо передал ему сценарий. Похоже, что подводные съёмки наше кино не интересуют. Для меня это странно. В глубинах океана скрываются такие красоты, которые просто просятся на экран! Во время экспедиций с «Мирами» мы нашли в Атлантическом и Тихом океанах 20 гидротермальных полей. В этих местах разломов земной коры вода, проникая вглубь, нагревается магмой, соединяется с различными веществами и выбрасывается под давлением в виде чёрного потока, образуя небольшие башни высотой до 25 метров. Это так называемые чёрные курильщики, «дым» от которых поднимается на сотни метров.
Офпред российского МИД Мария Захарова указала на стремление Швеции избежать уплаты серьезных штрафов за выбросы в атмосферу в результате диверсий на «Северных потоках».
– Кроме экспедиций к затонувшему «Титанику» у вас были другие погружения к погибшим кораблям?
– Да, погружений было много. После «Титаника» я принимал участие в другом проекте Кэмерона – «Экспедиция Бисмарк», – посвящённом самому мощному кораблю Третьего рейха линкору «Бисмарк», затонувшему на глубине 4700 метров. Потом была работа по приглашению Национального географического общества – мы исследовали японскую лодку I-52 , потопленную в июне 1944 года и лежащую на глубине 5470 метров. Официально субмарина перевозила олово и другие металлы, необходимые для промышленности фашистской Германии, однако, по некоторым сведениям, лодка также везла и золото. Увы, это предположение не подтвердилось.
Также был спуск к затонувшей шхуне начала ХIХ века и множество других погружений. Здесь стоит, пожалуй, заметить, что занимались мы этим не из любви к приключениям и кладоискательству, а исключительно для того, чтобы поддержать уникальные «Миры» в рабочем состоянии. Ведь средств из бюджета на их содержание не выделялось вообще. Вспомнили о нас, разве что когда потребовалось спуститься к погибшим подлодкам «Комсомолец» и «Курск».
– Когда произошла трагедия с «Курском», много говорилось о том, что причиной гибели стало столкновение лодки с зарубежной субмариной. Даже показывали по ТВ глубокую продольную вмятину на корпусе.
– Мы очень долго работали там, всё видели своими глазами, изучили «Курск» буквально со всех сторон. Никаких следов столкновения на корпусе не было.
Китайский проект
– После погружения в районе Северного полюса вы стали Героем России. Тогда как раз решался вопрос о границах российского шельфа. Один западный специалист после успешного окончания вашей экспедиции позволил себе заявить, что технология погружения в этом районе Севера украдена у американцев.
– Для меня тогда это не было решением задачи по расширению границ российского шельфа. Ведь одним точечным погружением этой задачи не решить. Главной задачей было доказать, что такое погружение возможно в принципе. Ведь никто до этого подобного не совершал, и основная масса специалистов-подводников даже не верили, что такое возможно. Но мы сделали это! И главное, мы знаем теперь, как это делать. И если понадобится – сделаем снова. А что касается украденной технологии, то пусть кто-нибудь из тех, у которых я это якобы украл, попробует сделать нечто похожее сам. Когда в 2002 году в Нью-Йорке я сказал, что в наших планах стоит погружение под лёд Северного полюса, то мои друзья-подводники из США, глядя друг на друга, крутили пальцем у виска! А когда всё произошло, я получил несколько престижных призов от различных организаций и сообществ Америки.
– Сообщалось, что сейчас в России готовится проект по созданию нового глубоководного обитаемого аппарата с техническими возможностями гораздо большими, чем у заслуженных «ветеранов» – аппаратов «Мир». Это правда?
– На смену «Мирам» у нас ничего не готовится. Они были и остаются лучшими аппаратами из всех существующих. Недавно один известный американский исследователь глубин океана сказал мне: «Толя, лучше никто пока не сделал».
Он имел в виду наши «Миры». Однако жизнь не стоит на месте. Сейчас я консультирую китайцев, которые ведут строительство аппарата, способного опускаться на глубину 11 тыс. метров. У нас же денег снова нет, и «Миры» стоят на приколе.