// // Российский омбудсмен предложил новый вариант преобразования Вооружённых сил

Российский омбудсмен предложил новый вариант преобразования Вооружённых сил

106

Реформа армии: вторая серия

Российский омбудсмен предложил новый вариант преобразования Вооружённых сил
В разделе

Уже давно стало очевидно, что армия сама себя изменить не может. Тем не менее российские военные, понимая необходимость преобразований, упорно сопротивляются любым предложениям по реформе армии, исходящим извне. Долгое время реформаторы в основном продвигали идею отказа от призывной армии в пользу контрактной. Ещё в 1996 году Ельцин издал указ, предусматривавший отмену призыва в ВС РФ уже к 2000 году.

Сюжет: Армия

После отставки Ельцина эту же идею безуспешно пытался «продавить» один из лидеров СПС — Борис Немцов. Дело вроде шло на лад, но и он смог добиться лишь перехода на контрактную основу отдельных частей.

С точки зрения генералов, реформа — это лишь перераспределение ресурсов между отдельными родами войск. К примеру, от ракетчиков к десантникам или частичное их сокращение и слияние.

Либералы в споре с генералами выбрали арбитром президента Путина, а тот свёл реформу к компромиссу, который больше удовлетворял генералитет.

Этим летом российский уполномоченный по правам человека Владимир Лукин неожиданно вдохнул в армейскую реформу новый импульс, подготовив специальный доклад «О соблюдении прав граждан в связи с прохождением военной службы по призыву». В отличие от либеральных политиков он не стал покушаться на «священную корову» генералитета — призыв, но его доклад содержит целый свод поправок в закон «О воинской обязанности и военной службе», которые вполне можно назвать реформаторскими.

Если свести многостраничный доклад Лукина к конкретным предложениям, то получится примерно следующее:

1. Призывать молодых людей в армию не с 18 лет, как это делается сейчас, а с 20.

2. Сократить количество причин, по которым призывники могут получить отсрочку от службы в армии. Права на неё лишаются студенты коммерческих вузов, плохо успевающие студенты государственных вузов, сотрудники силовых ведомств.

3. Восстановить гауптвахты, то есть законное право командиров, существовавшее ещё несколько лет тому назад, отправлять солдат за непослушание на гауптвахту без решения суда.

4. Призывникам, которые своевременно явились в военкомат, в качестве поощрения предоставлять возможность выбирать род войск, где они желают пройти службу.

5. Тем военнослужащим, которые не имеют гражданства России, но ранее отслужившие ли в Российской армии, предоставлять российское гражданство по упрощённой процедуре.

6. Формировать подразделения по этническому признаку, что снимет проблему неуставных взаимоотношений между военнослужащими разных национальностей.

Предложения Владимира Лукина по крайней мере не оставляют впечатления, что уполномоченный по правам человека руководствовался не столько здравым смыслом, сколько абстрактными либеральными принципами. Однако понятно, что армия и такое вмешательство со стороны не примет.

Что будет дальше, уже понятно по предшествующему опыту реформирования ВС. Спор военных и Владимира Лукина рано или поздно будет вынесен на президентский суд, а потом последует очередной компромисс.

Мы попытались спрогнозировать, каким он может быть, и попытались проверить на военных степень приемлемости армейской реформы в версии омбудсмена.

Руководитель Центра военного прогнозирования полковник в отставке Анатолий Цыганок:

1. О повышении призывного возраста. Срок призыва должен быть увеличен по нескольким причинам. Первая — физическая и психическая неподготовленность призывников; вторая — более глубинная. Мы опросили студентов многих вузов, и, по нашим данным, 95% старшекурсников с некоторыми оговорками согласны служить в армии. Что же касается студентов младших курсов, то они боятся армии как огня.

По теме

2. О сокращении поводов для отсрочек от военной службы. Отсрочки студентам действительно стоит урезать, и дело здесь даже не в том, что, кроме студентов, служить некому. Студент, окончивший вуз с военной кафедрой, получает звание офицера запаса и должен обладать определённым набором знаний и навыков. Сейчас военные кафедры обучают студентов в течение 360—400 академических часов. Этого недостаточно, чтобы подготовить с нуля слесаря, не то что офицера. Но, если у человека есть опыт срочной службы, этого может хватить. Коммерческие вузы и вовсе не имеют возможности полноценно организовать работу военных кафедр.

Что касается силовиков, то людей с оружием в руках в России 3,5 млн., из них армейских только 1 миллион. Все эти милитаризованные формирования, такие, например, как МЧС, могут быть инкорпорированы в армию, и люди будут выполнять поставленные им задачи, будучи солдатами.

3. О восстановлении гауптвахт. Просто необходимо, чтобы у командиров присутствовали законодательно закреплённые рычаги определённого наказания за проступки солдат. Иначе дисциплины просто не добьёшься.

4. О поощрительном праве выбора рода войск. Человек может добровольно и вовремя явиться на призывной пункт, но у него помимо добросовестности есть и другие качества. Ну как парень, который весит 52 кг, может служить при самоходной артиллерийской установке, где один снаряд весит 60 кг.

5. О предоставлении российского гражданства отслужившим негражданам России. Они могут понадобиться армии не только для того, чтобы ликвидировать нехватку призывников. Возможно, имеет смысл создать своего рода Иностранный легион из нероссиян, которые могли бы выполнять особо щекотливые военные задачи. По завершении службы российское гражданство будет им хорошим призом за честную службу.

6. Об этнических подразделениях. Сейчас создавать «дикие дивизии» бессмысленно. Опыт царской России не показателен, ведь там они создавались только потому, что некоторые призывники не знали русского языка.

Опубликовано:
Отредактировано: 12.11.2016 23:50
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наверх