Можете себе представить ситуацию: утром, выходя из дома, вы осматриваете себя: так, документы на месте? разрешение на право передвигаться по улице при себе? страховка?.. фонарик?.. молнии на одежде не сломаны? а подошва у башмаков – не протёрлась ли где-нибудь и не отклеилась ли? А на улице вы аккуратно контролируете скорость своей ходьбы в соответствии с разрешённой. И передвигаетесь исключительно по разметке, отсюда и вот до того дерева, а там под стрелку налево и через два неудобных разворота с огромным обходным крюком до метро. Ничего не напоминает? А ведь это просто переложение на пешехода тех правил, которые возлагают на водителей Правила дорожного движения.
Разумеется, Правила дорожного движения и вообще всякая регламентация – штука полезная. Ведь, как ни крути, но автомобиль всё-таки является источником повышенной опасности. И количество аварий на дорогах, как и число погибших в ДТП, не идёт ни в какое сравнение с числом жертв авиационных и железнодорожных катастроф. Однако правила, если подходить к ним с умом, существуют не для того, чтобы только ограничивать и запрещать, а для того, чтобы организовывать движение и повышать безопасность. А вот с этим у нас проблема.
Сорок, и не больше
Правила дорожного движения существуют во всех странах. Но если большинство из цивилизованных государств как-то пытается приводить их в соответствие с техническим прогрессом, то у нас они усовершенствуются только в карательной части. Возьмём, например, официально разрешённую на дороге скорость. Огромным достижением стало увеличение её максимума на трассе до 110 километров в час. А в некоторых местах – о чудо! – аж до 130. Ну а посмотрите на спидометр вашего автомобиля. Если он не раритетной уже породы «Запорожец» или малолитражки «Ока», то наверняка он у вас заканчивается где-то на отметке 180 километров. А то и 220. Даже производители российского «хита сезона» «Лады Гранты» официально заявляют, что эта машина может двигаться со скоростью 168,5 километра в час! То есть получается, что сами производители машин уже призывают автомобилистов нарушать, где за ними не следят.
Да если бы только скорость. Эксперт Сергей К. из одной из технических лабораторий, проводящих судебную экспертизу ДТП, рассказывал мне, что большинство норм и технических регламентов, по которым и устанавливается вина водителя, родом из 50-х или максимум 70-х годов. А тогда технические характеристики автомобилей, согласитесь, были совсем иными и скорость 40 километров на крутом повороте была единственно максимально допустимой.
Не то чтобы мы призывали специально ограничивать скоростные возможности машин. Но вот парадокс: на автобанах Германии, как известно, ограничения скорости вообще не существует, однако аварий там происходит гораздо меньше.
Можно, конечно, говорить о качественно ином отношении немцев к вождению и вообще об особенностях тевтонского характера в сравнении с русским. Но только ли причина в этом? Может быть, в Европе просто смогли научить водителей с помощью правил думать о безопасности, своей и чужой?
По 10.1 всё равно виноват
В наших ПДД есть ещё один коварный пункт. Большинство водителей его, конечно, читали, но помнят плохо. А зря. Потому что именно по этому пункту их и признают виновными, если что. И он подгоняется буквально подо всё.
«10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».
Российская экономика во втором-третьем кварталах 2022 года будет проходить структурную трансформацию, которая может сопровождаться регрессивными явлениями в некоторых областях и откатом к практикам 1990-х годов.
Ну как, вы поняли хоть что-то? Я так нет. Если чётко следовать букве закона, не делая скидок на субъективность личной оценки ситуации, то выходит, что для выполнения этого правила я должна возить с собой метеорологическую лабораторию и кучу справочных таблиц для определения оптимальной скорости. Но особенно мило выглядит предписание тормозить до упора в случае опасности. А от ответственности за создание аварийной ситуации или другие ДТП, если я, увидев на трассе опасную выбоину, резко остановлюсь, меня как – этот пункт освободит? Вряд ли.
Причём этот пункт почти всегда фигурирует в делах о сбитых пешеходах. Даже тогда, когда они практически «вываливаются» под колёса в самых неожиданных и неположенных местах. Ну и что, что пешеход не прав? Отвечать всё равно в абсолютном большинстве случаев будет водитель в соответствии с этим самым 10.1. Потому как обязан был «принять меры». К слову, в европейских ПДД такого невнятного пункта нет. Есть просто предписание соблюдать скоростные ограничения там, где они обусловлены правилами.
Сравнение с другими правилами дорожного движения в Европе, увы, тоже не в пользу России. У нас водитель ответственен за всё. Например, за пассажиров в машине. У нас правила предписывают, чтобы каждый из них был пристёгнут. Без этого начинать движение нельзя. Но если пассажир на заднем сиденье отстегнулся в процессе движения, а в авто не предусмотрены датчики для этого, то что делать водителю? Следить за пассажиром всё время? А за дорогой – как, не надо? Связывать пассажиру руки, чтобы не смел самовольничать? В Европе ответственность за свою безопасность в машине несёт лично каждый пассажир, если ему более 12 лет. По утверждению адвоката Сергея Голубева из коллегии «Московский юридический центр», как-то раз водитель даже вынужден был отвечать за то, что его пассажир, выходя из машины, поцарапал открытой дверцей проезжавший мимо автомобиль.
Широко закрытые глаза
Но вот интересно: за что у нас не штрафуют? И что имеет непосредственное отношение к безопасности движения, соблюдение чего вроде бы и должна обеспечить ГИБДД? К примеру, за агрессивное вождение. Вы наверняка не раз сталкивались с «отмороженными», шарахающимися на огромной скорости из ряда в ряд в попытках выиграть несколько метров. В любом цивилизованном государстве такой лихач был бы уже давно задержан по данным с видеокамер и оштрафован на несколько сот евро. Такой же штраф «осчастливил» бы и любителя езды в левом ряду при свободных всех остальных. И водителя грузовика в левом ряду. У нас же даже на МКАД водители фур считают, что крайний левый ряд для них тоже годится, а маневрировать можно и на скорости под 100 километров. Расстались бы вы со значительной суммой и за выкинутый в окошко окурок. А у нас это даже нарушением не считается. Даже если происходит на глазах у инспектора ГИБДД. Ну и как это всё проконтролировать? Камеры же через каждые 100 метров не поставишь, и инспекторов столько не найдёшь, равно как и не заставишь их гоняться за такими правонарушителями. А свидетели на что? Во всём мире водителей призывают: «Be a hero! – Будь героем! Помоги покарать нарушителя, сообщи о нём». Но даже если вы захотите быть таким «героем» у нас, то дозвониться в экстренный центр ГИБДД у вас всё равно вряд ли получится. Хотя бы потому, что ещё телефон его надо найти. В то время как он должен быть написан на каждом столбе вместо рекламы эвакуаторов. Интересно, что и широко разрекламированные видеофиксаторы тоже официально не являются доказательством, так как применение их в качестве такового не прописано в правилах.
А Но даже в местах регулярных аварий вину дорожных служб будут рассматривать в последнюю очередь. Неудивительно, что состояние трасс у нас рассматривается как способ регулирования скорости. Вспомните шедевральное высказывание губернатора одной из областей: «А зачем ремонтировать дороги? Они же по ним будут быстро ездить!»
Так что да ну его, ваш «Мерседес». Есть же и гужевой транспорт. И у него по нашим ПДД во многом перед автомобилями даже приоритет.