В течение продолжительного времени Сбербанк выступал против Системы быстрых платежей, а сейчас, когда все банки к ней подключились, «спрятал» соответствующую опцию в своем приложении. Поэтому далеко не все клиенты кредитной организации могут самостоятельно разобраться в том, как сделать через неё денежный перевод. Им на помощь пришли другие российские банки, которые стали учить пользователей работе с приложением «Сбербанк Онлайн».
В 2019 году Центробанк запустил в России Систему быстрых платежей (СБП) – сервис, который дает возможность мгновенно осуществлять перевод денежных средств по номеру мобильного телефона независимо от того, в каких банках открыты счета как отправителя, так и получателя средств. СБП должна была составить конкуренцию системе переводов Сбербанка России, на которую приходилось порядка 60% переводов средств между физлицами. Регулятор обязал крупные банки присоединиться к системе до 1 октября 2019 года, однако Сбербанк затянул с этим процессом, начав подключение только в марте. В конце мая переводы в рамках СБП стали доступны всем клиентам Сбербанка, но воспользоваться ими оказалось не так просто: банк «спрятал» данную опцию в своем приложении и вообще не стал освещать факт присоединения к СБП. Таким образом, большинство клиентов долгое время оставалось в неведении и продолжало переводить деньги привычным способом. Не стоит забывать и о том, что, согласно новой политике Сбербанка, в конце марта все внутренние транзакции для физических лиц, которые выходят за пределы 50 тысяч рублей в месяц, стали платными. В СБП, для сравнения, можно бесплатно переводить до 100 тысяч рублей в месяц.
Медвежья услуга
На нежелание Сбербанка афишировать факт присоединения к СБП обратили внимание банки-конкуренты, которые решили возложить информирование клиентов об открывшейся им возможности на себя. Первым стал «Альфа-банк», который опубликовал подробную инструкцию по поиску нового сервиса и подключения к нему.
За «Альфа-банком» последовали ВТБ, «Зенит», «Дом.РФ» и ПСБ, которые, как сообщает газета «Известия», запустили собственную просветительскую кампанию для клиентов, цель которой состоит в том, чтобы научить их подключаться к быстрым переводам в приложении «Сбербанк Онлайн».
Так, например, ВТБ представил простую инструкцию, показывающую, как, будучи клиентом Сбербанка, согласиться на входящие и исходящие переводы в СБП. Инструкция предоставляется пользователю, если он выбирает в приложении ВТБ перевод по номеру телефона в Сбербанк, но возможность принимать средства у получателя не подключена. Короткий и удобный гайд можно отправить через мессенджер клиентам других банков.
В банке отмечают, что разъяснительная работа помогла увеличить количество успешных переводов между Сбербанком и ВТБ в рамках СБП с 8% (июнь) до 61% (август).
Аналогичным образом действуют и в других кредитных организациях. В Промсвязьбанке сообщили, что клиентам разъясняют необходимость согласия на переводы в СБП в приложении Сбербанка. «Зенит» и «Дом.РФ» также консультируют клиентов относительно действий, которые им необходимо предпринять для подключения переводов в СБП. «Абсолют Банк», в свою очередь, заявил о намерении выпустить дополнительные обучающие материалы для клиентов, которые будут доступны на его сайте и в мобильном приложении. В банке констатировали, что Сбербанк предпринимает недостаточно шагов по популяризации СБП среди своих клиентов. Там также отметили, что СБП пользуется большой востребованностью среди пользователей, и сейчас через него проходит порядка 30% всех переводов банка. За лето клиенты «Абсолют банка» совершили в системе порядка 32 тысяч переводов на сумму около 500 миллионов рублей, и 40% этих переводов уходят клиентам Сбербанка.
Центробанк Кубы получил заявки от трёх российских банков, желающих открыть свои филиалы на острове. Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов не уточнил, какие именно банки готовятся выйти на кубинский рынок.
Обучение клиентов Сбербанка и стимулирование их к использованию СБП способствует повышению конкуренции на рынке. Тактика работает – после подключения Сбербанка к системе количество переводов в рамках нее существенно возросло.
Найди и используй
В самом Сбербанке, как сообщает издание «360», заявили, что все платежные сервисы представлены в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн», функционал которого «соответствует лучшим международным практикам и обеспечивает пользователям удобный клиентский путь». Но, как уже упоминалось выше, желающим воспользоваться СБП не так просто сделать это на практике, так как добраться до нужной опции в приложении весьма проблематично. В приложении предусмотрено обязательное согласие на входящие и исходящие платежи через СБП, а путь до этого раздела в «Сбербанк Онлайн» выглядит достаточно запутанным. Чтобы добраться до нужной страницы, нужно пройти четыре меню: «Профиль» – «Настройки» – «Соглашения» – «Подключение» СБП. Сам сервис располагается лишь 15-м пунктом меню на странице «Платежи и переводы».
Остальные банки гораздо активнее стимулируют клиентов к использованию СБП, рекламируя данный сервис и делая систему максимально доступной для юзеров. В некоторых банковских приложениях, например, «Абсолют Mobile», СБП подключается по умолчанию, автоматически, и пользователю не нужно предпринимать никаких усилий для того, чтобы перевести деньги с ее помощью. Подобным образом поступили и в ПСБ – воспользоваться системой можно, выбрав способ перевода по номеру телефона.
Другие банки вполне логично расположили СБП во вкладке «Переводы» в своих приложениях. Там, например, можно найти ее в приложении «Райффайзен-Онлайн».
Уловка с комиссией
Как отмечают СМИ, Сбербанк играет на неосведомленности клиентов в использовании СБП. Некоторые пользователи считают, что, по аналогии с другими финансовыми организациями, подключение госбанка к системе означает, что денежные переводы будут производиться в рамках нее по умолчанию, но это, как уже отмечалось, не так. Таким образом, если в настройках не обозначено согласие на использование СБП, все переводы по номеру телефона будут осуществляться в рамках собственной системы Сбербанка, а значит, если лимит в 50 тысяч рублей превышен, клиенту придется заплатить комиссию за эту операцию. Если же перевод отправляется в другой банк, комиссия снимется вне зависимости от лимита. Таким образом, те, кто не смог разобраться в запутанных настройках в приложении, продолжают платить комиссию за все переводы по номеру телефона без подключенной СБП.
Кроме того, не все клиенты знают, что перевод между счетами клиентов Сбербанка не может быть произведен в рамках СБП – это работает только в том случае, если одной из сторон перевода является клиент другого банка. В соответствии с тарифами госбанка, в случае, если месячная сумма переводов со всех счетов выходит за рамки 50 тысяч рублей, клиент должен либо заплатить комиссию (1%, но не больше 1000 рублей), или подписаться на специальную программу за 199 рублей в месяц.