// // Российская оборонка не способна качественно производить даже советское вооружение

Российская оборонка не способна качественно производить даже советское вооружение

717

Дефект новизны

БМД-4М имеет массу недостатков и непомерную цену
БМД-4М имеет массу недостатков и непомерную цену
В разделе

В середине декабря 2012 года в сфере закупок случилось знаковое событие – армия вновь вернулась к закупкам заведомо устаревшего вооружения. Было объявлено, что Воздушно-десантные войска принимают на вооружение боевые машины десанта (БМД-4М). Закупка производится, несмотря на то что ещё совсем недавно эта машина признавалась непригодной для Минобороны, поскольку БМД-4М имеет ряд существенных недостатков, в том числе не соответствует требованиям по устойчивости к минным подрывам, имеет слабое бронирование и продаётся по непомерно высокой цене. Этот контракт как диагноз отечественному ОПК: в ближайшее время оборонка ничего более совершенного предложить не сможет.

Нужно отметить, что ситуация с вооружением в Вооружённых силах, несмотря на запущенную программу перевооружения с бюджетом в 23 трлн рублей, остаётся критичной. Степень износа доставшегося в наследство от Советской армии вооружения по отдельным видам и родам войск достигала 70–80%, наличие в войсках современного оружия стремится к нулю. Ситуация усугубляется ещё и тем, что, по оценкам экспертов, военные сегодня сильно ограничены в выборе нового вооружения. Ведь, даже несмотря на серьёзные денежные вливания, ОПК не становится технологичнее. Проблемы отрасли уже стали притчей во языцех: это высокий уровень коррупции, острый кадровый дефицит по рабочим специальностям, патологическая технологическая зависимость от зарубежных поставок, особенно в сфере электронной компонентной базы, которая с каждым годом только увеличивается. Плачевное состояние оборонной промышленности всё больше сказывается на качестве предлагаемого армии вооружения. Последний год выявил ещё одну существенную проблему – отсутствие свежих идей в оборонке.

Проект нового авианосца был разработан ещё в 70–80-х годах

Директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко положительным моментом сегодняшнего дня оборонки считает то, что сейчас предприятия ОПК объединяются, созданы холдинги наподобие концерна ПВО «Алмаз-Антей», Объединённой авиастроительной корпорации и Объединённой судостроительной корпорации, корпорации «Тактическое ракетное вооружение», где, по всей видимости, пытаются собрать в кулак остатки военной научной мысли.

Но всё же пока это не приносит результатов. Традиционно Россия демонстрирует удручающие результаты в автомобильной отрасли, не случайно Российской армии пришлось отказаться от отечественных броневиков и в 2012 году начать закупать итальянские бронемашины Iveco LMV Lynx (в войсках получили обозначение «Рысь»). Несмотря на критику этих боевых машин, по всей видимости, у России нет других вариантов. Единственное, чего может добиться российская сторона, – это создание совместного предприятия по выпуску бронемашин и увеличение локализации производства «Рысей».

Эксперты отмечают плачевное состояние в сфере кораблестроения, здесь, наверное, как нигде, заметно необратимое техническое отставание оборонки, ведь не случайно даже не самые сложные универсальные десантные корабли-вертолётоносцы российскому ВМФ приходится закупать за рубежом.

Скандал, который разгорелся в конце 2012 года, полностью избавил от иллюзий относительно будущего Российского военного флота. Неожиданно выяснилось, что проект российского атомного авианосца, предложенный военными петербургскими предприятиями ЦНИИ имени Крылова и Невским проектно-конструкторским бюро, – это, по сути, доработанный вариант старого советского авианосца «Ульяновск», основанного на технологиях далёких 80-х. У авианосца было выявлено множество недостатков, которых у современного корабля такого типа не может быть в принципе. К примеру, военные раскритиковали чересчур большую надстройку корабля, которая делает его слишком заметным для радаров противника. Вместо современной электромагнитной катапульты, которую уже несколько десятилетий используют американцы, предлагается разместить древнюю паровую. Всё это наглядно указывает на то, что в России не существует ни технологий, ни судостроительных предприятий, которые могли бы разработать и создать современный авианосец.

По теме

Так что планы флота получить в свой состав современный атомный авианосец, который планировалось ввести в эксплуатацию к 2020 году, находятся на грани срыва. Это делает почти фантастическими задумки создать к 2027 году на Северном и Тихоокеанском флотах две авианосные ударные группы.

Су-34 больше ремонтируется, чем летает

Откладываются и куда более скромные прожекты, так, ВМФ в этом году собирался провести государственные испытания фрегата «Адмирал Горшков», но корабль оказался не готов даже к ходовым испытаниям. У «Горшкова» целый арсенал недоработок – это система управления артиллерийским огнём «Пума» (видимо, не случайно в своё время предлагалось закупать 100-миллиметровую французскую артустановку Creusot-Loire Compact или 127-миллиметровую итальянскую OTO-Melara 127/64LW), двигатели тоже пока не способны работать на полных оборотах. В результате срок выхода фрегата в море сдвинулся на полгода и в лучшем случае пройдёт летом 2013 года.

Нерадостная ситуация и в авиации. У принятого в 2011 году в эксплуатацию фронтового бомбардировщика Су-34, который должен заменить в войсках России устаревшие Су-24, выявлены значительные дефекты, препятствующие его полноценному боевому применению. Слабые места самолёта – электронная начинка, в частности «барахлят» радиолокатор и прицельно-навигационная система. Также «глючит» программное обеспечение, обнаружены даже технические неисправности – видимо, результат некачественной сборки. В результате самолёты постоянно приходится выводить из эксплуатации и ставить на обслуживание, что приводит к срывам программы боевой подготовки. Между тем Су-34 с большой натяжкой можно назвать современным самолётом – его разработка была начата в 1986 году, первый полёт прототипа состоялся 13 апреля 1990 года.

В конце года военные ещё раз посрамили авиастроителей. Военно-морской флот России отказался от проекта нового самолёта-амфибии А-42 дальнего радиуса действия, военного аналога известного нынче самолёта МЧС Бе-200. Военное ведомство посчитало проект бесперспективным и прекратило его финансирование. У самолёта множество недостатков – машина очень сложная в управлении, прихотлива в обслуживании и неэкономичная. Напомним, что в 2008 году Минобороны планировало использовать его как универсальный самолёт с функциями транспортного, спасательного и противолодочного.

На этом фоне всё меньше верится в способности авиастроителей создать самолёт мирового уровня. Таковым российские оборонщики считают перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) — истребитель пятого поколения, разрабатываемый ОКБ Сухого Т-50, который идёт на смену МиГ-29 и Су-27. Серийное производство истребителя должно начаться в 2015 году, но чем ближе эта дата, об успехах в создании самолёта говорят всё меньше, и это расценивается экспертами как недобрый знак.

Не всё благополучно и с российскими Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН). Ранее число пусковых установок в РВСН было несколько тысяч, сейчас, по открытым данным, их всего около 400 единиц. Ракеты массово снимаются с вооружения в связи с окончанием их эксплуатационных сроков, возможно, в итоге ядерная мощь постепенно истощается.

Шойгу не намерен закупать оружие «на новых физических принципах»

Однако в Минобороны источают оптимизм, рапортуют, что ударная группировка уже на четверть состоит из новых ракетных комплексов «Тополь-М» и PC-24 «Ярс». Игорь Коротченко отмечает, что в многозарядный комплекс «Ярс», каждая из ракет которого оснащена шестью ядерными боевыми блоками, заложен потенциал преодоления любой системы ПРО на ближайшие 40 лет. Но, по оценкам экспертов, промышленность скорее всего не потянет массовые объёмы строительства этих ракет, напомним, что по планам военных к 2016 году РВСН должны обновиться наполовину, а к 2021 году полностью.

В последнее время много говорится о создании новейших образцов стратегических вооружений, в частности речь идёт о создании новой 100-тонной жидкостной межконтинентальной баллистической тяжёлой ракете. В 2018 году она должна прийти на смену самой мощной МБР РС-20В «Воевода» (в версии НАТО – SS-18 SATAN). Специалисты в области ракетостроения считают, что жидкостные ракеты – это технологии прошлого, к тому же наносят угрозу экологии. По оценкам экспертов, такая ракета по своим техническим характеристикам будет не способна преодолеть создаваемую американцами современную ПРО, поскольку жидкое ракетное топливо не обеспечивает ей быстрый старт, и станет лёгкой мишенью на околоземной орбите.

Оценивая перспективы обычного вооружения России, становится понятно, почему эксперты скептически относятся к разработке оружия, действующего на основе новых физических принципов. Напомним, что ещё совсем недавно сообщалось, что Россия конкурирует с западными странами в создании лучевого, физического, волнового, генного и психофизического оружия. Как рассказал «Нашей Версии» офицер одного из главных управлений Минобороны, отвечающих за разработку заданий промышленности на производство оружия, после назначения министром обороны Сергея Шойгу, который имеет репутацию чистого практика, строго запретили требовать от промышленников заказов на такие виды оружия. И это справедливо, ведь, по оценкам экспертов, сегодня в России, кроме некоторых проектов по лазерному оружию воздушного базирования, никаких серьёзных подвижек в сфере разработок новых образцов оружия просто нет. Все исследования, которыми сегодня занимаются оборонные НИИ, не более чем попытка оценить степень развития научно-технического прогресса.

Опубликовано:
Отредактировано: 07.01.2013 14:58
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх