Компания «Фридом Финанс» демонстрирует устойчивый рост по всем направлениям: в банковском секторе, брокерских услугах, страховании и цифровых сервисах. Только в феврале 2025 года «Фридом Банк» занял 2-е место по приросту депозитов среди банков Казахстана, увеличив объём вкладов на 26,3 млрд тенге. На фоне успехов холдинг явно стал мишенью информационных атак. «Расследования» приправлены яркими заголовками и перекрученными фактами ради соединения двух разных историй в один обвинительный нарратив.
В последние недели в казахстанском медиапространстве развернулась агрессивная информационная кампания против «Фридом Холдинг» и его основателя Тимура Турлова. Поводом послужили два параллельных дела с участием бывших сотрудников компании — Виталия Светового и Темирлана Бекова. Однако вместо внимательного анализа и аккуратного обращения с фактами некоторые СМИ — например, KazTAG и Ulysmedia — свели эти два дела в одно, добавив в заголовки громкие и неподтверждённые обвинения.
Одно из наиболее абсурдных сравнений, сделанное в одном из заголовков выглядит так: «Тимур Турлов — это тот же Мавроди, который выводит деньги казахстанцев в офшор». Подобные высказывания, не подкреплённые ни документами, ни фактами, подменяют суть дела и сеют недоверие к известной финансовой организации.
Кейс Светового: признания и действия компании
Виталий Световой занимал руководящую должность, на которой курировал работу отделов продаж. Он не являлся персональным клиентским менеджером, в его обязанности не входила прямая коммуникация с клиентами, и тем более он не мог совершать какие-либо операции по клиентским счетам без содействия и подтверждения со стороны самих клиентов.
Однако с некоторыми клиентами, как они сами подтверждают публично, он знаком много лет – со времени, когда еще жил в Петропавловске, – и потому пользовался личным доверием. Далее, насколько можно понять, Световой мог собирать средства у частных лиц, обещая высокий доход якобы за счет инвестиций от имени компании, а затем мог использовать эти деньги для личных нужд. При этом он оформлял всё в обход официальных процедур «Фридом Финанс» — без договоров, расписок или подтверждений.
В августе 2024 года в «Фридом Финанс» обратилась Г. Исаева, указав, что её отец передал Световому деньги наличными. Проверка показала: Световой систематически мог получать средства от частных лиц (не менее 16 человек), в том числе наличными и переводами на его собственные банковские счета. Ситуация выглядит так, что он создавал некие скриншоты с «доходностью» и высылал их клиентам, чтобы поддерживать доверительные отношения. При этом часть взятых денег он действительно возвращал, усиливая иллюзию прозрачности своей «работы».
Далее большая часть полученных средств могла расходоваться на ставки в букмекерских конторах, личные нужды Виталия Светового и переводы другим лицам. В «Фридом Финанс» говорят, что бывший сотрудник якобы признался, что не вел учет этих операций; общая сумма ущерба оценивалась по банковским выпискам и показаниям Светового. Восстановить точную хронологию всех транзакций компания не смогла.
Представители «Фридом Финанс» подчеркивают, что Световой незамедлительно был отстранен от работы, а после внутреннего расследования – уволен по дискредитирующим обстоятельствам. Компания подала на него заявление в полицию. Возбуждено уголовное дело, «Фридом Финанс» официально признана потерпевшей стороной.
Фридом Финанс: за крепкими стенами — почему потребители выбирают экосистемы
То есть получается, что служба безопасности компании не только выявила «схему», но и предоставила правоохранительным органам всю информацию для возбуждения дела и продолжает сотрудничать со следствием. Однако при наличии всех этих сведений в публичном доступе в адрес компании звучат неподтвержденные обвинения.
В опубликованных в СМИ интервью (в том числе на видеоинтервью KazTAG) люди, которые лишились денег, признают: они лично передавали деньги сотруднику, минуя компанию, в обход всех правил, и зная, что он уже не работает во «Фридом Финанс».
Кейс Бекова: что на самом деле произошло с клиентским счётом
Темирлан Беков работал инвестиционным консультантом в АО «Фридом Финанс», но в определённый момент ушёл из компании. Согласно официальному заявлению брокера, после увольнения Бекова клиентка Ж. Капарова продолжила взаимодействовать с ним в частном порядке. Произошедшее далее видится так: Капарова сама передала Бекову логин и пароль от своего брокерского счёта. Если верить частично опубликованной переписке между ними, доступ был передан добровольно, и речь шла о неформальной договорённости между двумя физлицами.
После продолжительного периода совместной работы, сделки, совершённые Бековым, стали убыточными. Тогда Капарова начала подавать жалобы, сначала против самого Бекова, а затем — против компании. Однако внутренняя проверка показала, что всё происходило вне системы «Фридом Финанс», утверждают её представители. По их словам, ни одна операция не была совершена сотрудником в рамках его полномочий. Более того, в момент совершения сделок он уже не числился в штате компании.
Важный факт: доступ к счёту не может быть получен третьими лицами без действий клиента. В компании заявляют об отсутствии технической возможности такого вмешательства без согласия владельца счета. Тем не менее часть СМИ представила эту историю как «сговор топ-менеджеров с мошенниками».
Финансовая безграмотность — почва для манипуляций
Именно смешение этих двух разных дел с разной природой — «схема» Светового и самостоятельное решение Капаровых работать с Бековым после его увольнения — стало удобной основой для черного пиара в некоторых казахстанских СМИ против компании «Фридом Финанс».
В публикациях без уточнений используется формулировка «топ-менеджеры компании», хотя и Световой, и Беков были обычными сотрудниками среднего уровня. В заголовках звучат обвинения лично против Турлова, основателя и CEO «Фридом Холдинг», хотя он к этим действиям явно не имеет никакого отношения, а сам холдинг стал инициатором расследований.
Обе истории поднимают не только вопрос о действиях конкретных сотрудников и человеческом факторе в финансовых организациях, но и указывают на важную системную проблему — невысокий уровень финансовой грамотности населения. Передача денег из рук в руки, перевод на личные карты, передача логинов и паролей от своих банковских или брокерских кабинетов — действия, которые в любой финансовой системе классифицируются как небезопасные. О них регулярно предупреждают банки, брокеры и регуляторы.
Подобные кейсы происходят не только в Казахстане. В России, например, был случай, когда сотрудник крупного банка снимал деньги со счетов клиентов и обналичивал их через букмекерские конторы. В другом, менеджер выдавал себя за финансового консультанта и собирал наличные. И каждый раз разницу между личной инициативой сотрудника и официальной деятельностью банка подчёркивают следственные органы и суд.
Ответственность медиа: когда слово становится инструментом давления
Представители «Фридом Холдинг» отмечают важность профессиональной и ответственной работы СМИ. Публикация непроверенной или искажённой информации, основанной на эмоциях, а не на фактах, превращают журналистов в соучастников давления.
«Фридом Финанс» направила досудебные претензии ряду изданий, в которых требует удалить недостоверные сведения и принести официальные извинения за их публикацию. Право на свободу слова — не право на клевету. Это особенно важно в финансовом секторе, где вольная интерпретация фактов может подорвать доверие не только к отдельно взятой компании, но и к отрасли в целом.
В «Фридом Холдинг» подчеркивают, что он действует открыто, прозрачно и в рамках правового поля, несмотря на безосновательные нападки, черный пиар и «жёлтые» заголовки. Компания самостоятельно раскрывает случаи нарушения внутри своей структуры и инициирует расследования. Такие действия — показатель зрелости бизнеса. И если кого-то раздражает рост и масштаб «Фридом», то это не повод стирать границы между реальностью и вымыслом.