Как выяснила «Наша Версия», в распоряжении правительства РФ отсутствуют данные о количестве закрытых в 2014 и 2015 годах предприятий. В ответ на наши запросы профильные министерства сообщили, что они – внимание! – не располагают соответствующей статистикой. После этого нетрудно догадаться, отчего отечественная экономика летит в пропасть. Для того чтобы прогнозировать последствия крушения важнейших отраслей, у чиновников, видимо, просто нет информации.
Существует ли в распоряжении правительства или отдельных ведомств список предприятий, закрытых в кризисных 2014 и 2015 годах? В каких отраслях сложилась наиболее напряжённая обстановка? Ведётся ли статистика увольнений в крупном и среднем бизнесе? В общем, насколько всё плохо?
Попытавшись получить ответы на эти вопросы, мы сначала обратились в Минпромторг. Там ответов не нашли ни в одном департаменте, переадресовав нас в Минтруд. Минтруд, в свою очередь, отправил за информацией в Российский союз промышленников и предпринимателей. В РСПП пообещали найти нужные нам данные, но… как только владеющие ими сотрудники выйдут из отпусков.
Парадокс тут в том, что РСПП – организация общественная, то есть к государственному управлению прямого отношения не имеющая. У тех же структур, которые имеют, данные о динамике увеличения или уменьшения числа работающих заводов и фабрик отсутствуют.
Между тем высокопоставленные чиновники делают довольно бодрые заявления о том, что ситуация в экономике находится под их контролем. Например, первый замглавы Минпромторга Глеб Никитин не так давно сообщил, что тренд на банкротство предприятий замедлился, а их массового закрытия в ведомстве «не наблюдают». Министр же труда Максим Топилин ранее прогнозировал, что всплеска безработицы в России в ближайшей перспективе не произойдёт. Интересно, на основании каких данных министры делали такие заявления? И какие данные тогда ложатся в основу экономических прогнозов?
Без шансов
Как бы оптимистично ни были настроены в кабинете, но сведения о закрывающихся производствах или сокращениях персонала поступают из регионов регулярно. Вот лишь малая часть примеров.
В начале года в Приморско-Ахтарске, что в Краснодарском крае, похоже, окончательно погиб рыбозавод. Предприятие остановилось ещё в 2013 году, но региональные власти так и не смогли найти для него инвестора-реаниматора.
В Анжеро-Судженске в Кузбассе, видимо, закрывается последняя шахта. С угледобывающего предприятия «Анжерское» уже уволены 800 человек, на очереди оставшиеся 300.
Банкротится крупнейший на юге Сибири переработчик сельскохозяйственной продукции – абаканская компания «МаВР».
В Татарстане совсем плохи дела у Уруссинской ГРЭС. Вероятно, накопив несколько сотен миллионов рублей долга перед поставщиками газа, её собственники намерены отказаться от актива. Либо могут законсервировать, и тогда без тепла останутся 11 тыс. жителей посёлка Уруссу, либо переложат все расходы на регион.
В Димитровграде Ульяновской области, похоже, планируются сокращения на двух крупных предприятиях – в НИИ атомных реакторов и на автоагрегатном заводе.
В Ростовской области на грани остановки, по оценке бизнес-сообщества Дона, находится половина из почти 9 тыс. промышленных предприятий, балансирующих «между закрытием и банкротством».
Реальная угроза
От частного переходим к общему. По косвенным данным можно судить о том, предприятия каких отраслей скоро столкнутся с серьёзными проблемами. Так, по свидетельствам ЦБ РФ, наибольшая задолженность перед банками накопилась у компаний строительного, транспортного сектора, связи, индустрии добычи полезных ископаемых. Так, в сфере строительства просрочка за год возросла на 138%, у добывающих фирм – на 136%. Общая же сумма долга представителей указанных индустрий – 1,7 трлн рублей.
Финансовые затруднения приводят к тому, что предприятия просто перестают выплачивать жалованье сотрудникам. Росстат свидетельствует: с 1 июля по 1 августа задолженность по зарплате выросла на 6,2%, до 3,519 млрд рублей. Всего же за год она увеличилась на 54%.
Потеря доходов – ещё полбеды. Утрата возможности хоть как-то, пусть даже без гарантии стабильных выплат, получать средства к существованию – вот что действительно плохо. Согласно исследованию ВЦИОМ, за последние два-три месяца уже у 30% наших сограждан появились родственники или знакомые, потерявшие работу. А у 9% опрошенных без неё осталось более четырёх знакомых.
Интересно, что Росстат в то же время фиксирует довольно скромный уровень безработицы – 4,1 млн человек, или 5,4% экономически активного населения. Получается, у вышеуказанных 9% круг общения очень узок: они только и дружат, что с этими 4 миллионами.
В редакцию «Нашей Версии» обратился председатель совета директоров ОАО «Камчатавтодор» Константин Поздняков. Он рассказал о грядущей катастрофе не только камчатского дорожного хозяйства, но и всей отрасли в федеральном масштабе.
По словам Позднякова, сейчас в ОАО «введена процедура банкротства и как следствие возможная распродажа за бесценок государственных активов». Такая ситуация, считает он, сложилась в результате действий бывшего генерального директора «Камчатавтодора»: «На момент вмешательства в дело председателя совета директоров в декабре 2014 года задолженность по заработной плате перед 380 сотрудниками составляла порядка 22 млн рублей (более трёх месяцев), что на порядок больше, чем в ситуации с космодромом Восточный. Председатель совета директоров сетует на пассивность правоохранительных органов и молчание региональных СМИ, которые «после негласной команды из аппарата губернатора прекратили [рассказывать о ситуации на предприятии]», чтобы в преддверии сентябрьских выборов «сообщения о банкротстве предприятия и о том, что без работы и средств к существованию останутся 380 человек и члены их семей, не портили предвыборный ландшафт».
Однако к коллапсу близко не только дорожное хозяйство Камчатки. Поздняков уверен, что «ситуация с ОАО «Камчатавтодор» – это лишь частный случай»: «У федерального дорожного агентства «Росавтодор» в подведомственном подчинении 83 дорожно-эксплуатационных предприятия по всей стране, из которых 17 (20%) находятся на различных стадиях процедуры банкротства или вообще не ведут финансово-хозяйственной деятельности». «Наша Версия» будет следить за развитием событий.
В соответствии с просьбой пресс-службы Федерального дорожного агентства (Росавтодор) публикуем официальный комментарий ведомства:
Росавтодор: акционерных обществ с государственным участием, подведомственных или дочерних по отношению к Росавтодору, не существует
В связи с увеличением количества запросов от СМИ, Федеральное дорожное агентство публикует официальный комментарий о невозможности регулирования хозяйственной деятельности государственных акционерных обществ и вмешательства в эффективность их работы.
В соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374, у Росавтодора отсутствуют полномочия по непосредственному участию в деятельности каких-либо ОАО, работающих в сфере дорожного хозяйства (а равно и в иных сферах экономики). Все рассматриваемые ОАО работают в настоящее время на открытом рынке, не имея каких-либо преференций перед любыми другими его участниками.
Таким образом, Росавтодор акцентирует внимание на несостоятельности всех претензий к ведомству, связанных с банкротством 21 из 133 АО, работающих в сфере дорожного хозяйства. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в их отношении может являться следствием ошибок непосредственного руководства таких обществ. Реальной возможности как-либо повлиять на эту ситуацию Росавтодор не имеет.
Росавтодор подчеркивает, что полномочия ведомства ограничены лишь участием в формировании позиции акционера – Российской Федерации – в отношении ОАО с государственным участием, работающих в сфере дорожного хозяйства, образованных в ходе приватизации ранее подведомственных Росавтодору федеральных государственных унитарных предприятий. Круг решаемых вопросов ограничен положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 N 738 "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("Золотой акции")" (далее – Положение 738).
В полной мере полномочиями акционера акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, обладает только Росимущество, что установлено как Положением 738, так и положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432. Акции всех рассматриваемых акционерных обществ на 100% находятся в собственности Российской Федерации. Таким образом, права и полномочия по формированию органов управления рассматриваемых акционерных обществ, несущих непосредственную ответственность за результаты работы ОАО, в полной мере имеются только у Росимущества.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством, акционерных обществ с государственным участием, подведомственных или дочерних по отношению к Росавтодору не существует.