Случившийся в сентябре этого года рост цен на топливо произошел по определенной причине. В Минфине России заявили, что всему виной действия перекупщиков.
Как рассказал замминистра финансов Алексей Сазанов, корректировка демпфера по факту не имеет отношения к сентябрьскому скачку цен на топливо. А вот перекупщики, по его словам, внесли в процесс весьма существенную роль, скупая предназначенное для внутреннего рынка российское топливо и перепродавая его на внешних рынках.
Сазанов пояснил, что если демпфер был скорректирован с 1 сентября, то фактическое снижение выплат по новой формуле можно было ожидать не ранее октября. Однако в реальности подорожание топлива началось с июля, после чего в августе был зафиксирован стремительный рост цен, причем тогда НПЗ еще получали компенсацию по демпферу в полном объеме в соответствии со старыми правилами. Исходя из этого, он подчеркнул, что считает неверным увязывание факта подорожания топлива с изменением демпера.
«В первую очередь надо смотреть на процессы, которые происходили на внутреннем рынке», - сказал замминистра. Он также отметил, что статистика отчетливо свидетельствует, что в 2021 году за семь месяцев объем дизеля для получения демпфера составил 21,1 млн тонн, в за такой же период 2023 года - уже 28,7 млн тонн.
По его словам, часть объемов, которые НПЗ реализовывали на внутреннем рынке и за которые получали выплаты, приобретали перекупщики и отправляли за рубеж. Такие действия способствовали снижению объема предложения на внутреннем рынке.
Как подчеркнул Сазанов, в этом и состоит основная причина роста цен, а не в корректировке демпфера, как некоторые полагают. Также он озвучил предположение, что перекупщики вряд ли каким-то образом аффилированы с НПЗ, скорее всего, речь идет о простых спекулянтах.