Версия // Власть // Проблему нехватки средств на новые лифты хотят решить за счёт граждан

Проблему нехватки средств на новые лифты хотят решить за счёт граждан

1438

«Неподъёмный механизм»

Проблему нехватки средств на новые лифты хотят решить за счёт граждан (рисунок - Темур Козаев)
В разделе

В платёжках за квартплату в скором времени может появиться новая строка – за ремонт лифтов. Таким образом, жителям многоэтажек придётся платить больше, однако это не значит, что выработавшие свой срок лифты заменят на новые.

Законопроект об эксплуатации лифтов в многоквартирных домах недавно прошёл первое чтение в Госдуме. «В результате непрофессионального обслуживания растёт количество поломок и аварий. В первом чтении приняли законопроект, который направлен на предупреждение несчастных случаев и повышение качества обслуживания лифтов», – пояснял один из инициаторов законопроекта, первый зампред думского комитета по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. Принципиальных новшеств в документе два. Во-первых, техническое обслуживание лифтов планируется отдать на откуп специализированным организациям, требования к которым ещё предстоит разработать. Во-вторых, ремонт лифтов предлагается исключить из программы капитального ремонта. Правда, каким образом жителям предстоит оплачивать эти расходы, в законопроекте не указывается. Можно предположить, что вопрос о появлении дополнительной строки в платёжке за ремонт лифтов ещё прорабатывается.

Всё дело в том, что при действующей сегодня системе взносов на капремонт жители многоэтажек просто не могут накопить нужную сумму на замену лифта. «Система капремонта существует 10 лет. Владельцы спецсчетов могли накопить на замену лифта разве что в Московском регионе, где достаточно высокий взнос – 20–25 рублей. А в некоторых других регионах до недавнего времени собирали на капремонт меньше чем по 10 рублей с квадратного метра, – подтверждает гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение», исполнительный директор Национального лифтового союза (НЛС) Пётр Харламов. – Этой суммы не хватит не то что на лифт, но и даже на то, чтобы крышу залатать. А замена лифтов – это самый дорогой вид работ». По оценкам экспертов, стоимость замены старого лифта сегодня обойдётся в среднем в 4 млн рублей. Впрочем, стоит отметить, что проблема с нехваткой средств на работы по капремонту сегодня существует не только у жителей, собирающих взносы на спецсчетах, но также и у тех, кто сдаёт деньги в «общий котёл».

Вопрос замены старых лифтов упирается не только в деньги. По подсчётам НЛС, сегодня в стране эксплуатируется 605 тыс. лифтов, 50 тыс. из которых уже отработали свой срок, а ещё 60 тыс. выработают ресурс до 2030 года. Заменить уже устаревшие 50 тыс. лифтов должны были к минувшему февралю, однако в итоге срок их службы решили продлить ещё на пять лет. Таким образом, к 2030 году замене будут подлежать как минимум 110 тыс. лифтов. «В 2024 году было смонтировано около 29 тыс. лифтов российских производителей и около 6,7 тыс. – из Могилёва. При этом производства загружены не полностью, российские предприятия могут выпускать более 60 тыс. лифтов в год. Даже с учётом новостроек, куда сейчас устанавливается более 20 тыс. лифтов ежегодно, резервы есть», – отмечает Пётр Харламов. Правда, удастся ли в итоге российским производителям нарастить производство подъёмников до нужных объёмов и какого качества будут те лифты, ещё большой вопрос. Отраслевые эксперты уже не раз поднимали проблему нехватки чипов, безредукторных лебёдок, металла, необходимого для изготовления вертикальных рельсов, и многих других составляющих, не дающих российским лифтам стать на все 100% отечественным продуктом.

Потому рассматриваемый сейчас в Госдуме законопроект, предусматривающий обслуживание лифтов специализированными организациями, можно расценивать как ещё одну попытку оправдать продление срока службы старых лифтов. Кстати, нынешняя индульгенция для старых лифтов уже не первая. «В 2020 году уже продлевали срок замены лифтов на пять лет. И все надеялись, что за пять лет мы всё сделаем. А тут бах – пандемия, потом кризис 2022 года. Пять лет пролетели, а цифры по замене абсолютно те же самые. Тогда было примерно 50 тыс. лифтов на замену и сейчас столько же», – напоминает Пётр Харламов. Так что нынешний законопроект в Госдуме вполне может оказаться ещё и этаким заделом на будущее: если к 2030 году проблема с уже 110 тыс. новых лифтов решена не будет, «нужные» организации смогут поспособствовать очередному продлению срока службы старых лифтов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.04.2025 11:20
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх