// // Прикидываясь государственным, частный «Росгосстрах» собирает с граждан миллиарды. И хочет собрать ещё больше

Прикидываясь государственным, частный «Росгосстрах» собирает с граждан миллиарды. И хочет собрать ещё больше

5743

Не рос, не гос, а страх

2
В разделе

Помните поговорку из советского прошлого? «Везде – в лесах и на морях – тебя приветствует Госстрах!». Приветствовать желающих застраховаться граждан тогда и правда больше было некому, так же как и летать чем-то, кроме самолётов «Аэрофлота». То время давно ушло, но преемник социалистического страховщика – компания «Росгосстрах» – до сих пор, кажется, живёт так, словно остаётся монополистом в масштабах страны. Правда, если советский Госстрах старался быть со своими клиентами честным, то его российский наследник, по-видимому, ради миллиардных доходов готов химичить и лукавить.

Спросите, в чём же лукавство? За примерами далеко ходить не надо. Как бы вы расшифровали «Росгосстрах»? Скорее всего – Российская государственная страховая компания». Рядом фирменная эмблема с коронованным двуглавым орлом. Для многих уже одного этого будет достаточно, чтобы не сомневаться, куда нести деньги. И лишь те, кто решится повнимательнее познакомиться с известным брендом, с удивлением воскликнут: а что ж тут государственного? Вот жуки, знают, как к людям подойти!

Стратегически неважная компания

В начале 1992 года рухнувшая вместе со страной единая система советского Госстраха, что называется, дышала на ладан. Постановлением правительства на её основе была создана новая Российская государственная страховая компания, 100% акций которой принадлежали государству.

Сменив название, страховщик выжил, но до прежнего процветания ему было далеко. Новые коммерческие компании откусывали у неповоротливого монстра всё новые доли рынка. Пока в июле 2002 года кресло исполнительного директора не занял Данил Хачатуров. К своим 30 годам он успел поработать трейдером, вице-президентом Бинбанка и первым вице-президентом нефтяной компании «Славнефть». Как позже признавались знающие Хачатурова люди, в его талантах экономиста они не сомневались никогда. Но представить, что вскоре он станет владельцем крупнейшей страховой компании в стране, даже не могли.

В 2001 году на продажу был выставлен пакет из 49% акций Росгосстраха. Его собственником стал консорциум инвесторов. Спустя два года на торги пошло ещё 26% акций. За всё это, по данным Forbes, бюджет получил около 2 млрд рублей.

Тем не менее компания всё ещё вполне могла считаться государственной, так как блокирующий пакет оставался в руках государства.

К 2008 году «Росгосстрах» значительно упрочил свои позиции. Однако грянувший кризис затронул и его. В результате, как писал Forbes, Хачатуров обратился к министру финансов Алексею Кудрину, после чего было принято решение о дальнейшей приватизации компании. Но сделать это мешал её статус – будучи крупнейшим страховщиком в стране, «Росгосстрах» входил в число стратегически важных предприятий. Отдать блокирующий пакет столь ценной компании из ведения государства в частные руки? Против этого выступили многие, вплоть до ФСБ. Однако Алексей Кудрин смог «правильно обосновать» это решение, и осенью 2009 года занимавший тогда президентский пост Дмитрий Медведев исключил «Росгосстрах» из стратегического списка. В результате доля государства уменьшилась до 13,1%. А ещё спустя год Данил Хачатуров выкупил и её, заплатив 8,1 млрд рублей. По итогам торгов, продолжавшихся менее двух минут, государственного в «Росгосстрахе» осталось не больше, чем в МММ.

Более того, при желании «Росгосстрах» вообще можно назвать не только не государственной, но и, по нашему мнению, не вполне российской компанией. Согласно опубликованному списку аффилированных лиц ОАО «Росгосстрах» по состоянию на осень 2012 года, ООО «РГС Капитал», которой принадлежат 86,9% компании, является собственностью кипрской компании, которой, в свою очередь, владеет панамская компания. В общем, и не рос, и не гос, один только страх.

По теме

Не хочешь – не страхуй. Ходи пешком

Сегодня «Росгосстрах» по праву считается недосягаемым игроком на отечественном рынке страхования. И этим положением он пользуется в полной мере.

В 2012 году в страховом семействе случился скандал. Поводом для этого стало изменение порядка прохождения техосмотра автомобилей, который увязали с оформлением полиса ОСАГО. В «Росгосстрахе» быстро сообразили, как извлечь из этого выгоду. Компания просто начала продавать полисы «автогражданки» без пройденного на этот момент техосмотра. Таким образом, получалось, что заиметь техталон может даже проржавевшее корыто с неработающими тормозами. «Это удобно нам – мы не теряем клиентов, это удобно автовладельцам, которые экономят время», – объяснял Хачатуров, подчёркивая, что «Росгосстрах» никак не нарушает закон. Однако опешившие конкуренты обратились в ФАС, а позже к делу пришлось подключиться даже прокуратуре. Правда, сами водители были только рады такой уловке. Но прошло немного времени – и плакать пришлось уже им. С момента введения ОСАГО «Росгосстрах» вскоре стал лидером в этом секторе страхования. Но с годами золотой дождь, который проливала на головы страховщиков «автогражданка», начал иссякать. Метод, как поправить благосостояние, в «Росгосстрахе» нашли радикальный.

В результате уже который год антимонопольное ведомство завалено жалобами автовладельцев. Граждане жалуются, что приобрести полис ОСАГО в «Росгосстрахе» стало практически невозможно. То есть возможно, но лишь при условии, что вдобавок оформишь ещё какую-нибудь страховку – жизни, имущества или здоровья. В итоге «автогражданка» обходится намного дороже. Региональные управления ФАС уже штрафовали «Росгосстрах» за такие проделки, но что такое 1,5 млн рублей для компании, обороты которой исчисляются в миллиардах? При этом сам Данил Хачатуров ничего страшного не видит. «Вы хотите – покупаете, не хотите – уходите», – считает он.

Никаких преград

На прошлой неделе депутаты Госдумы одобрили поправки к закону об ОСАГО. В результате уже осенью стоимость полиса может вырасти на 18–24%. Одним из наиболее активных сторонников повышения цены страховки выступал как раз Данил Хачатуров, по словам которого, страхование ответственности автовладельцев является жутко убыточным направлением. Правда, поверить в это трудно. Как сообщало Агентство страховых новостей, в 2013 году «Россгосстрах» собрал с водителей 34,7 млрд рублей. А выплатил по страховкам всего 23,8 миллиарда. Неплохой «убыток», правда? Неудивительно, что Данил Хачатуров с капиталом в 2,6 млрд долларов успешно входит в списки самых богатых людей России. Также Forbes называет его одним из «королей российской недвижимости», в которую компания успешно вкладывает прибыли.

– Это чрезвычайно амбициозный человек, он всегда достигает своей цели. При этом для него не существует препятствий, – характеризуют Хачатурова знающие его люди.

Также рассказывают, что он часто вспоминает с ностальгией времена СССР. Правда, говорят, в прошлом его привлекает не пионерское детство и не колбаса за 2.20, а былая слава Госстраха, который являлся монополистом в масштабах страны.

И хотя сегодня повторить былое невозможно, но кто сказал, что к этому нельзя стремиться? В конце января компания сообщила: для россиян уже разработана программа накопления средств на организацию похорон. «Мы смогли изменить отношение людей к страхованию «автогражданской» ответственности в 2003 году, обеспечили реформу ТО в 2012 году, сможем изменить и рынок ритуальных услуг в лучшую, цивилизованную сторону – будем защищать интересы наших клиентов от рождения до смерти», – заявил Хачатуров.

Как понимать такие формулировки?
Как понимать такие формулировки?

Действительно, почему не склонить бабушек нести в «Росгосстрах» свои «гробовые», которые они сейчас прячут по шкафам? Тем более что рынок огромный и прибыли обещают быть соответствующими. Вот уж и правда умный человек.

Опубликовано:
Отредактировано: 14.02.2015 03:02
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх