Версия // Общество // После легализации такси превратится в VIP-транспорт

После легализации такси превратится в VIP-транспорт

2010

Попасть на счётчик

Бороться с нелегалами власти намерены при помощи «контрольных закупок» Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Изменения в закон «О такси» и поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые ужесточают наказание за нелегальный извоз, раскололи общество и таксистов надвое. Одни считают, что нововведения наконец-то сделают рынок такси цивилизованным и повысят безопасность на дорогах, другие – что добьют легальные такси, дадут ещё большее поле деятельности для «бомбил» и повысят цены на услуги частных перевозок.

В Москве полным ходом идёт выдача разрешений на таксомоторные перевозки. С 1 сентября 2011 года в силу вступят поправки в закон «О такси», согласно которым все желающие легально работать таксисты должны иметь разрешения на осуществление таксомоторных перевозок, выданные местными властями в соответствии с региональным законом. А с 1 января 2012 года в силу вступают поправки в КоАП, согласно которым за работу такси без специального разрешения водителя будут штрафовать на 5 тыс. рублей. На те же 5 тыс. будут штрафовать тех, кто использует специальную атрибутику такси – цветографические схемы и шашечки – без выданного разрешения.

Для получения разрешения от городских властей заявитель должен представить выписку из реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, копии ПТС автомобиля, паспорта заявителя, талон техосмотра на автомобиль, а также лизинговый договор на автомобиль, если он находится в лизинге. Оформление разрешения занимает несколько дней. Но процесс можно ускорить, подав заявку через портал госуслуг.

Также согласно нововведениям легковое такси должно проходить техосмотр раз в полгода, иметь специальную цветографическую схему, таксометр и опознавательный фонарь оранжевого цвета. Впоследствии все машины будут выкрашены в один цвет, но в какой – жёлтый или белый, – в мэрии Москвы пока не решили.

Водитель должен иметь минимум пять лет водительского стажа. Кроме того, он будет обязан ежедневно проходить предрейсовый медосмотр. Индивидуальные предприниматели должны будут проходить проверку в крупном предприятии, располагающем соответствующей медслужбой. Как это будет реализовываться на практике – большой вопрос.

До 2013 года разрешения таксистам будут выдаваться бесплатно, а срок их действия составит пять лет. Данные о компаниях опубликуют в специальном реестре Департамента транспорта Москвы. С 2013 года власти намерены выдавать разрешения за деньги – около 10 тыс. рублей с машины. А с 2015 года начнёт действовать квота и допускать к перевозкам будут по конкурсу.

Все эти поправки предлагалось внести в закон «О такси» более года назад, ещё при мэре Юрии Лужкове, однако в то время это так и не было сделано. Тогда поправки в качестве компенсации за ужесточение регулирования предлагали преимущества зарегистрированным по всем правилам таксистам. Предполагалось, что они смогут парковаться на спецстоянках вблизи наиболее перспективных пассажирских точек, ездить по полосам общественного транспорта.

В нынешних, уже принятых поправках также есть льготы для легальных таксистов, получивших разрешения. У них будет доступ к стоянкам около вокзалов, аэропортов, на некоторых площадях (например, у памятника Юрию Долгорукому в Москве) и в других местах, где проезд частных автомобилей ограничен. Сейчас в Москве организовано 13 специализированных стоянок для такси.

Однако на деле льготы пока будут малоэффективны. До тех пор, пока не будет наведён порядок с такси в аэропортах и на вокзалах, все легальные таксисты не смогут там работать, несмотря на закон. Не секрет, что в Москве существует мафия таксистов и все прибыльные участки давно поделены между подпольными организациями. Впрочем, мэр Москвы Сергей Собянин в начале лета поручил навести порядок на вокзалах и в аэропортах.

По теме

Бороться с нелегальными таксистами новая редакция закона вообще не позволяет. Новый порядок, по сути, предполагает лишь дополнительную регистрацию нынешних официальных перевозчиков, а не легализацию «бомбил». Ведь они, как правило, работают без опознавательных знаков. Но и на них власти обещают найти управу.

Сейчас «прижать» нелегального извозчика практически невозможно. Единственный закон, который затрагивает «бомбил», – закон «О предпринимательской деятельности». Но чтобы доказать вину частного извозчика, нужно сильно постараться. Во-первых, необходимо подтвердить, что бомбит он неоднократно (три раза и более), во-вторых, сознательно нарушает закон, в-третьих, получил в результате доход в большом объёме (от 200 тыс. рублей). А это практически невозможно.

С 1 января 2012 года за нелегальный извоз будут штрафовать согласно КоАП. В Москве контроль над рынком такси будет закреплён за ГКУ «Организатор перевозок» (занимается отловом безбилетников на общественном транспорте), в котором будет создано специальное подразделение. Оно, в частности, будет проводить «контрольные закупки». «Контролёр» будет голосовать на дороге, ловить машину и, в случае если отвезти его захочет обычный водитель, ему будет выписан штраф. Часть контролирующих функций будет выполнять ГИБДД.

Как говорил на заседании правительства Москвы Сергей Собянин, сейчас в Москве действуют около 10–15 тыс. легальных перевозчиков, а нелегальных около 40 тысяч. Их оборот, по данным исполнительного директора Мос-ковского транспортного союза Юрия Свешникова, составляет около 1 млрд долларов в год. С этой суммы налоги, естественно, не уплачиваются.

Пока сложно оценить, насколько активно таксисты регистрируются по новым правилам. За период с 15 июля, когда начали выдавать разрешения, по 27 июля в Москве, по данным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, было выдано свыше 700 разрешений на таксомоторные перевозки: более 500 разрешений – юрлицам и почти 200 разрешений – индивидуальным предпринимателям.

Сторонники нововведений приводят свои доводы в их пользу. 3 августа под эгидой Общероссийского народного фронта прошёл съезд таксистов, на котором заммэра Москвы Николай Лямов разъяснил положения закона. Как сообщил лидер межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, на съезде присутствовали представители малого и среднего бизнеса, а в Госдуме планируется создать рабочую группу, которая будет собирать замечания к закону и его дорабатывать. В целом Лысаков положительно оценивает поправки, поскольку они сделают рынок такси цивилизованным и безопасным, а мотивации взять легальное такси благодаря льготам по парковке и проезду, которые будут им предоставлены, у граждан будет больше.

Другое объединение таксистов в августе, наоборот, намерено провести массовую акцию протеста против принятия закона. Как сообщил сопредседатель профсоюза «Таксист» Андрей Попков, закон во многом непродуманный, а отдельные его положения требуют корректировки и изменения. Ранее московские таксисты написали открытое письмо премьер-министру Владимиру Путину с просьбой внести корректировку в закон.

По словам Попкова, стоимость таксомоторных перевозок в России может увеличиться на четверть, поскольку новый закон предполагает дополнительные затраты: на специальную окраску машины, на приобретение дополнительного оборудования. Также на прохождение техосмотра придётся тратить по 2—3 тыс. рублей на каждую машину каждые полгода (не исключено, что цены на техосмотр с 2012 года, со вступлением новых правил проведения техосмотра в силу, вырастут), а перекраска автомобиля, если правительство Москвы примет такое решение, обойдётся в несколько десятков тысяч рублей. Сюда стоит добавить и стоимость проведения медицинского осмотра водителей, который они должны будут проходить.

Также пока не урегулирован вопрос, как можно будет доехать на такси из одного региона в другой, ведь разрешения, выданные таксисту в одном субъекте, не действуют в другом. Благо, что договорённость о едином документе есть у Москвы и Московской области. Остальные междугородние таксомоторные перевозки будут фактически блокированы.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.08.2011 13:50
Комментарии 0
Наверх