// // Полотна великих художников продолжают находить на чердаках и в подвалах

Полотна великих художников продолжают находить на чердаках и в подвалах

539

Вышли из подполья

«Неопознанные» шедевры могут десятилетиями храниться даже в запасниках музеев. фото: ИТАР-ТАСС
«Неопознанные» шедевры могут десятилетиями храниться даже в запасниках музеев. фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Картины крадут, картины подделывают, но иногда бывают и приятные новости – картины находят. Лишь только за последний месяц было найдено сразу несколько шедевров мирового уровня – полотна Леонардо да Винчи, Рафаэля, Матисса и одного из крупнейших представителей поп-арта – Роя Лихтенштейна. «Наша Версия» выяснила, каким образом творения великих художников порой могут десятки, а то и сотни лет пылиться у кого-нибудь на чердаке.

Истории о том, что у бабушки на чердаке хранилось творение кисти известного художника, далеко не всегда оказываются сказками. Недавно английский врач Фиона Макларен нашла на своей ферме в Шотландии полотно, которое, возможно, принадлежит кисти самого Леонардо да Винчи. По крайней мере так считает не только владелица картины, но и специалисты. В семье Макларен картина появилась в 1960-х: отец Фионы, лондонский врач, получил её в подарок от одного из пациентов. Из-за финансовых трудностей Макларен решила продать картину. Обратившись в Sotheby’s, женщина узнала, что, вероятно, владеет произведением искусства, стоимость которого может составлять сотни миллионов долларов. Пока специалисты определяют, действительно ли полотно принадлежит кисти великого художника, Фиона решила не терять времени и написала книгу «Последняя работа Леонардо да Винчи. Самый сенсационный детектив в истории искусств», которая скоро увидит свет.

«Это действительно не редкость, когда полотна великих художников пылятся на чердаках и в подвалах, а владельцы понятия не имеют, какими ценностями обладают, – рассказала искусствовед Юлия Овчинникова. – Не менее распространены и истории, когда в запасниках музеев лежат картины, которые ошибочно приписывают малоизвестным мастерам. А потом какой-нибудь эксперт достаёт полотно, чтобы изучить, а оказывается, оно принадлежит кисти кого-то из великих». По её словам, самый громкий пример – как итальянцы нашли около 100 работ Караваджо.В Фонде Петерцано, располагающемся в миланском замке Сфорца, хранится более 1400 произведений живописи и графики, и до последнего времени считалось, что все они созданы учителем Караваджо Симоне Петерцано. Однако искусствоведы провели исследование и обнаружили сходство некоторых работ с известными произведениями Караваджо. В случае подтверждения подлинности находки её общая стоимость может составить около 700 млн евро.

Обнаружилась недавно и картина Рафаэля «Портрет юноши», которую в своё время нацисты вывезли из Польши. Долгие годы об этом произведении ничего не знали, но на днях стало известно, что «Портрет юноши» обнаружился в одном из банковских хранилищ. «Хорошо, что картина не пропала в военном беспорядке, – заявил полномочный представитель министра иностранных дел Польши по вопросам реституции культурных ценностей профессор Войцех Ковальский. – Не сгорела, не была уничтожена. Она существует, лежит в безопасности в одном из банковских сейфов. В таком уголке мира, закон которого к нам благосклонен».

А вот украденную из музея картину Анри Матисса «Одалиска в красных шароварах» нашли в США. Нынешние владельцы пытались продать её агенту ФБР. Также в Штатах нашли работу одного из крупнейших представителей поп-арта Роя Лихтенштейна «Электрический провод». Написанная в 1961 году картина принадлежала галеристу и коллекционеру Лео Кастелли, который приобрёл её за 750 тыс. долларов. Сейчас она оценивается в 4 млн долларов. Полотно исчезло в 1970 году, когда владелец картины отправил её на реставрацию.

Не менее громкие находки произошли и в прошлом году – например, неизвестное ранее полотно XVII века фламандского художника Антониса Ван Дейка, подлинность которого удалось доказать, было обнаружено в подвале Королевской академии изящных искусств «Сан-Фернандо» в Мадриде. Полотном оказался шедевр «Мадонна с младенцем», которое пролежало в подвале более века.

Не менее примечательная история произошла с австрийскими рабочими. Они нашли картину основоположника австрийского модернизма Густава Климта. Работа была обнаружена в одном из гаражей на территории Австрии. На ней изображён трубящий в горн херувим. Работа считалась пропавшей с тех пор, как в здании установили лифт. Как выяснилось, владелец после ремонта держал картину Климта в гараже, даже не догадываясь о её ценности. Несмотря на столь сомнительное место для хранения шедевра, специалисты заявили, что полотно находится в идеальном состоянии.

Ну и, пожалуй, самая невероятная история связана с картиной Сальвадора Дали «Портрет дона Хуана Тенорио». Украденная из галереи в Нью-Йорке, уже через неделю она вернулась к владельцам по почте из Европы. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, как неизвестный посетитель снимает её и прячет в сумку. Вскоре владельцы галереи получили сообщение по электронной почте о том, что шедевр выслан им по почте. Картина действительно пришла с фиктивного адреса в Европе, а от всех перемещений ничуть не пострадала.

Опубликовано:
Отредактировано: 15.08.2012 16:00
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх