Версия // Общество // Покупатели стали массово жаловаться на ложные ценники в российских магазинах

Покупатели стали массово жаловаться на ложные ценники в российских магазинах

5638

Написанному не верить

Покупатели стали массово жаловаться на ложные ценники в российских магазинах
(Фото: Flickr / Фотобанк Moscow-Live)
В разделе

Неправильный ценник – нередкое явление, и многие покупатели сталкивались с ситуацией, когда на кассе выясняется, что товар, выбранный из-за привлекательной цены, стоит дороже. В последнее время это явление приобрело более распространенный характер. Продавцы предупреждают о неактуальной цене на витрине и предлагают обращаться за уточнениями к сотрудникам магазина. Это нарушает права покупателей: они имеют право приобрести товар за сумму, указанную на ценнике. Но знают об этом не все.

В Роспотребнадзор стало поступать все больше жалоб, связанных с разницей между ценой товара, фигурирующей на ценнике в торговом зале магазина, и той, которая пробивается в кассовом чеке. Как сообщает газета «Известия» со ссылкой на ведомство, именно с этой проблемой связано примерно 14% всех обращений граждан. Жалобы поступают в Роспотребнадзор по различным каналом, но если взять, в частности, горячую линию по защите прав потребителей, из 7 тысяч обратившихся со своими вопросами граждан около1 тысячи жалуются на расхождение в стоимости товара на ценнике и на кассе. Столь внушительное количество жалоб Роспотребнадзор получил за непродолжительный период с 14 по 25 марта.

Покупатели также отмечают, что в последнее время все чаще сталкиваются с такой проблемой. При этом неправильные ценники выставляются и в продуктовых супермаркетах, и в магазинах техники, и в торговых точках сетей, специализирующихся на продаже одежды, и в строительных магазинах. Нередко россияне, выбравшие тот или иной товар – упаковку кофе, пачку ламината, электрический чайник или бутылку вина по приемлемой цене, на кассе узнают, что заплатить придется на 30-50% больше. Если предмет нужен срочно, некоторые соглашаются заплатить. Кто-то отказывается, так как его привлекла именно низкая цена, и острой необходимости в покупке нет. Но жалуются на несоответствие ценников далеко не все – кто-то не знает о своем праве, кто-то слишком торопится.

Цена по запросу

После начала спецоперации на Украине курс рубля резко пошел вниз, причем падение было не единоразовым. Из-за этого во многих магазинах началась путаница с ценниками. Где-то цены сразу взвинтили, где-то меняли в зависимости от текущего курса, но не всегда справлялись. В первую очередь такая картина наблюдалась в магазинах техники, причем особенно показательными стали цены на смартфоны.

Заботясь о своей выручке и не всегда успевая менять цены в соответствии с актуальным курсом (хотя на тот момент еще реализовывались товары, закупленные по старым ценам), магазины придумали выход. В залах стали появляться объявления о том, что стоимость товаров, указанная на ценнике, не соответствует действительности, и ее нужно уточнять у продавцов: «Уважаемые покупатели! В связи с событиями на мировом рынке валюты цены действительны на момент обращения к консультантам». В этот период многие россияне, спешащие вложить деньги в дорогостоящие товары и купить технику и электронику, столкнулись с неприятным сюрпризом: на ценниках была одна сумма, но в приложении магазина, которое тут же демонстрировали подошедшие консультанты, и, соответственно, в кассовых чеках значилась совершенно другая цифра. И продавать по низкой цене ритейлеры соглашались далеко не всегда.

Впрочем, отличились не только магазины электроники – аналогичным образом ситуация обстояла в магазинах одежды, сообщавших о накрутке, в аптеках и не только.

По теме

К слову, предупреждение о том, что цена на ценнике неправильная, незаконно, однако с учетом нестандартной ситуации, с которой еще не сталкивались ни продавцы, ни покупатели, многие россияне восприняли такие объявления как норму – их официальный характер как бы легитимизировал явное нарушение.

Под защитой закона

Закон «О защите прав потребителей» накладывает на продавца обязанность предоставлять потребителю достоверную информацию о товарах, которая должна содержать цену в рублях и условия приобретения. Гражданский кодекс РФ, в свою очередь, считает ценник публичной офертой – это означает, что продавец обязан продать товар по указанной стоимости. Что касается консультации продавца, она публичной офертой не является, поскольку никак не закреплена документально. Что касается ценников на витрине, это аналог документа, и без них магазин работать просто не может. К слову, такие правила распространяются не только на офлайн-магазины, но и на электронные площадки. В качестве публичной оферты здесь фигурирует цена, указанная на сайте в момент покупки товара.

При обнаружении переоценки товара и несоответствия в цене покупателям рекомендуют для начала попробовать решить вопрос с администрацией магазина. Во многих случаях она идет навстречу, и товар продают по меньшей цене. Такое требование законно – как раз на основании нормы ГК РФ о публичной оферте. Если же разница в цене обнаружилась постфактум, когда товар уже был оплачен, можно либо отказаться от покупки, либо потребовать вернуть разницу между стоимостью на ценнике и фактической суммой. Для того, чтобы доказать факт нарушения, лучше сфотографировать ценник, а при наличии чека – и его тоже. В случае, если администратор магазина отказывается продать товар по указанной на ценнике цене, клиент вправе воспользоваться книгой жалоб. Ее должны предоставить, так как за отказ предусмотрена административная ответственность.

Знать свои права

Как отмечают эксперты, многие магазины формально не нарушают закон, размещая всю информацию на ценнике, но проблема в том, что рассматривать эти ценники нужно не иначе как под лупой или микроскопом – только тогда можно понять, сколько стоит тот или иной товар. Но переоценка товаров – реальное нарушение. Регулированием подобных вопросов занимается Роспотребнадзор, однако граждане, столкнувшиеся с такой проблемой, могут обратиться и в полицию. Расхождение между ценами на кассе и в ценнике является административным правонарушением. В случае, если факт нарушения удастся доказать, продавцу грозит штраф в размере 3-5 тысяч рублей, а директор торговой точки, который является ответственным должностным лицом, рискует быть оштрафованным на 50 тысяч рублей.

Впрочем, россияне далеко не всегда готовы отстаивать свои интересы и требовать у магазинов, чтобы товар был продан по цене, указанной на ценнике. Некоторые из них элементарно не знают свои права и считают, что продавец в данном случае прав, поскольку волен устанавливать цены так, как ему вздумается. Низкая правовая грамотность ведет к тому, что количество подобных случаев увеличивается, и ритейлеры получают уверенность в безнаказанности. Некоторые граждане, даже будучи в курсе своих прав, отказываются их отстаивать, поскольку не хотят скандалов, лишней бумажной волокиты и потери времени. Но есть и те, кто с пониманием относится к магазинам в сложившейся ситуации и готов приобретать товары по любым ценам и на любых условиях – лишь бы то, что требуется, было в наличии.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.04.2022 09:45
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх