Версия // Бизнес // Почему в богатой нефтью стране вдруг резко перестало хватать нефтепродуктов

Почему в богатой нефтью стране вдруг резко перестало хватать нефтепродуктов

229

Дырка в баке

Почему в богатой нефтью стране вдруг резко перестало хватать нефтепродуктов (фото: Андрей Стенин/РИА Новости)
В разделе

В начале октября иностранные информагентства сообщили о значительном снижении производства топлива вторым по мощности НПЗ нашей страны – предприятием в Киришах. Ранее Российский топливный союз предупредил вице-премьера Александра Новака об отрицательной рентабельности АЗС. То есть горючего, равно как и мест, где его можно приобрести, может стать ещё меньше. Правительство обещает исправить ситуацию, но получится ли у него преодолеть первопричину, по которой она стала возможна?

Цены на бензин в России продолжают стремиться вверх. По подсчётам Росстата, за сентябрь они увеличились практически на 2,5%, что стало одним из рекордов, поставленных горючим с начала 2010-х. В целом же с начала 2025-го

горючее подорожало более чем на 11%, а это уже является «самым продолжительным периодом двузначной топливной инфляции с 2011 года». Такой рост цен, конечно, серьёзно облегчает карманы водителей, но при этом не сильно облегчает положение автозаправочных станций.

30 сентября Российский топливный союз (РТС) направил курирующему топливно-энергетический комплекс зампреду правительства Новаку письмо, в котором констатировал, что АЗС торгуют бензином себе в убыток. «С учётом сверхинфляционного роста эксплуатационных затрат, тарифов РЖД и ЖКХ, возросшей кредитной и налоговой нагрузки рентабельность розничного ретейла по бензинам стала глубоко отрицательной», – говорится в послании.

РТС отдельно отметил, что несколько частных сетей заправок уже закрылось, а далее этот процесс способен стать массовым. Продолжение кризиса с ростом оптовых цен на топливо и срывом поставок горючего, считают в объединении, «грозит независимым владельцам АЗС, число которых составляет около 60% от общего числа АЗС страны, прекращением деятельности». Однако это только часть проблемы.

Маловато будет

Выход из строя нефтеперерабатывающих мощностей логично сказывается на обеспеченности разных регионов топливом. По некоторым оценкам, в целом кризисные явления уже затронули треть российских регионов.

Так, в конце лета появились сообщения о нехватке горючего на Дальнем Востоке, в Забайкалье, затем стало известно о перебоях в Поволжье – например, в Татарстане, Нижегородской, Самарской, Саратовской областях, а также в центральной части страны – в Рязанской, Пензенской областях. В столичном регионе, насколько известно, ситуация стабильна – разве что отдельные АЗС устанавливают ограничения на продажу топлива.

Но ведь проблемы на АЗС – это проблемы не только заправщиков. Отсутствие топлива неминуемо вызывает проблемы в сельском хозяйстве – как убирать урожай, если нечем заправить технику? Не минуют неприятности и автотранспорт – как пассажирский, так и грузовой. А где затруднения с логистикой, там и подорожание самых разных товаров, и сложности с тем, чтобы добраться из пункта А в пункт Б.

Наконец, вероятны и негативные последствия для рынка труда: предприятия, для которых критична обеспеченность горючим – автопарки, фирмы такси, фермерские хозяйства, рыболовецкие артели и так далее, – могут задуматься и об оптимизации персонала. Пока – на время топливного кризиса, а дальше?

Главная причина?

Удивительно, что горючего вдруг перестало хватать стране, входящей в число лидеров по запасам чёрного золота. Уже идут разговоры о закупках топлива в Китае, Турции, Азербайджане, Южной Корее, Сингапуре, об увеличении поставок нефти в Белоруссию с последующим импортом оттуда дизеля и бензина.

По теме

Очень похоже на то, что собственная нефтепереработка оказалась в России недостаточной. Да, НПЗ останавливаются на ремонт, страдают от атак дронов, но ведь по факту получается так, что мы производим топлива буквально впритык. По имеющимся подсчётам, превышение производства над потреблением составляло около 15%, и вот они оказались «съедены». Складывается ощущение, что государство никогда не интересовало производство из нефти продукта более высокого передела, зато крайне занимала продажа за рубеж сырья в его природном виде. Кажется, самое время пересмотреть такие подходы к экономическому развитию.

Сегодня в ведущемся Минэнерго Реестре проектируемых, строящихся и введённых в эксплуатацию нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации значится 90 позиций. Действующих НПЗ насчитывается 38, причём не все из них производят автомобильное топливо. К тому же по стране эти предприятия распределены неравномерно, да и их мощность значительно разнится от объекта к объекту. Нынешний кризис явно указывает на то, что количество и производительность НПЗ необходимо увеличивать.

1 октября в кулуарах Валдайского форума Александр Новак заявил журналистам, что в течение этого и следующего годов в России запустят после модернизации несколько нефтеперерабатывающих предприятий. По словам чиновника, «это тоже даёт нам дополнительные объёмы для обеспечения внутреннего рынка». Информация обнадёживающая, однако вопрос всё равно остаётся: сколько нефтеперерабатывающих мощностей необходимо нашей стране, чтобы гарантировать себя от топливных коллапсов? Ответ на него, понятно, должен быть не ситуативным, а системным.

Кстати

За последние пять лет цена бензина выросла в абсолютном большинстве крупнейших городов мира. Особенно заметно она увеличилась в Эр-Рияде – на 48,8%. Впрочем, несмотря на это, АЗС в столице Саудовской Аравии остаются одними из самых доступных по стоимости топлива – в июне 2025 года литр бензина на них стоил 0,61 доллара, примерно 50 российских рублей.

Ещё меньше ценник на горючее в столицах богатых нефтью государств: Дохе (Катар) и Куала-Лумпуре (Малайзия), а также в Каире. А вот самое дорогое топливо в Гонконге – 3,07 доллара, более 250 российских рублей за литр.

Однако есть на планете места, где бензин не дорожает, а дешевеет. С 2020 по 2025 год его цена в Каире снизилась почти на 35%. Эксперты объясняют это щедрыми правительственными субсидиями и значительными объёмами произведённого в стране горючего.

Данные Дойче Банка, инфографика Visual Capitalist

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.10.2025 13:00
Комментарии 0
Наверх