Версия // Власть // Почему наши лучшие лётчики разбиваются на наших лучших самолётах

Почему наши лучшие лётчики разбиваются на наших лучших самолётах

2568

Мёртвая петля

Причиной столкновения двух Су-27 «Русских витязей» стал человеческий фактор Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Минувший август в очередной раз подтвердил статус «чёрного» месяца для авиации. 16 августа 2009 года во время тренировочного полёта в небе столкнулись два самолёта Су-27 знаменитой пилотажной группы «Русские витязи». Погибли командир группы полковник Игорь Ткаченко и жительница дачного посёлка, на который обрушилась неуправляемая машина. 30 августа в Польше во время показательного выступления разбился Су-27 уже белорусских ВВС: катастрофа унесла жизни двух опытнейших лётчиков – Александра Морфицкого и Александра Журавлевича. Когда с небольшим перерывом на лучших самолётах погибают лучшие лётчики двух стран, действительно задумаешься о какой-то августовской авиационной мистике. Но, отбросив суеверия, корреспондент «Нашей Версии» решил разобраться в земных причинах этих катастроф.

Впрочем, причина аварии с «Русскими витязями» была ясна сразу после катастрофы. Ею стал пресловутый человеческий фактор. Лётчики двух машин потеряли из видимости друг друга, в результате чего они столкнулись. Что же касается катастрофы в Польше, то здесь единства среди экспертов нет. Официальные представители Минобороны Белоруссии заявили, что в качестве основной версии катастрофы рассматривается попадание птицы в воздухозаборник двигателя. Хотя эта версия вызывает большие сомнения.

«Как человек, занимавшийся четверть века расследованием лётных происшествий и безопасностью полётов, я очень сомневаюсь, что причиной этой катастрофы стало попадание птицы в двигатель, – рассказывает в интервью «Нашей Версии» генерал-полковник авиации дважды Герой Советского Союза Михаил Одинцов. – Пилотаж у земли – это игра со смертью, и малейшая ошибка или недостаточная натренированность может привести к катастрофе». Аварии с самолётами Су-27 на авиашоу случались и раньше, причём, что характерно, все катастрофы происходили почти по одинаковому сценарию – «сушки» сталкивались с землёй при выходе из пикирования. Скорбный список был открыт 9 сентября 1990 года на авиашоу в Италии. Су-27, управляемый лётчиком-испытателем Римантасом Станкявичюсом, не смог выйти из вертикальной петли и столкнулся с землёй. В нижней точке траектории машина, вместо того чтобы перейти в набор высоты, вдруг «просела» и плашмя рухнула на землю. Лётчик и сотрудник охраны аэродрома погибли. В 1999 году на авиасалоне в Ле-Бурже разбился Су-30МКИ (модификация Су-27). Причина аварии была всё той же – истребитель не смог вылезть из петли и задел двигателями землю. Правда, в этот раз пилотам удалось катапультироваться. В похожей катастрофе в июле 2001 года во время показательного выступления по случаю Дня морской авиации на самолёте Су-33 (модификация Су-27) погиб легендарный палубный лётчик генерал Тимур Апакидзе. И опять выход из петли, и опять «проседание». Самой же кровавой «показательной» катастрофой Су-27 стала трагедия подо Львовом. В июне 2002 года во время показательных полётов пилоты не смогли вытянуть истребитель из петли и рухнули на толпу зрителей. Жертвами происшествия стали 77 человек. И вот теперь всё повторилось в Польше. Может, хвалёные Су-27 не такие уж и хорошие самолёты? Однако выводы комиссий по расследованию всех этих происшествий были однозначными – всему виной человеческий фактор. Лётчики совершили ошибку при расчёте высоты. Хотя есть мнение, что первопричина этих аварий кроется совсем не в лётчиках.

И действительно, знаменитая французская группа «Патруль де Франс» летает на учебных самолётах «Альфа Джет», итальянская «Фречче Триколори» пилотирует лёгкие учебно-боевые МВ-339, британские «Рэд Эрроуз» радуют публику на опять же учебных самолётах BAE Hawk. Может, иностранцы в отличие от наших асов просто неспособны вытворять такие чудеса на боевых самолётах? «Они умеют летать и на боевых машинах,» – говорит Михаил Одинцов, – просто они понимают, что пилотаж на малых высотах на таких тяжёлых самолётах с таким весом и с такой энергетикой – это игра в прятки со смертью. Кстати, при мне французскому лётчику из пилотажной группы как-то задали вопрос: «А ваша группа сможет летать на таких самолётах?» На что он ответил: «Сможет, но за очень большие деньги». Я считаю, что использовать тяжёлые и дорогостоящие боевые машины в качестве аттракциона нецелесообразно».

По теме

Однако сегодня пилотажники из ВВС России летают исключительно на боевых машинах: «Русские витязи» – на самолётах Су-27, «Стрижи» – на Миг-29. Единственная группа на учебных Л-39 – это пилотажная группа «Русь», которая создана на базе Вяземского учебного центра Российской оборонно-технической организации.

Эксперты обращают внимание и на другой странный аспект деятельности российских пилотажных групп. Во всём мире такие подразделения фактически используются для повышения мастерства строевых лётчиков – в Англии, Франции, США составы групп постоянно меняются, а пилоты могут в них работать максимум два года, после чего возвращаются в свои части и передают полученные навыки другим авиаторам. И народу зрелище, и армии польза.

В России же что «Стрижи», что «Русские витязи» давно превратились в некие обособленные закрытые структуры внутри ВВС без какой-либо ротации лётчиков, и фактически их главной задачей является развлечение публики. Причём за шоу в итоге платит Министерство обороны. Дело даже не столько в цене топлива, сколько в ресурсе двигателей и планеров машин, а это десятки и сотни миллионов долларов. Да и подготовка пилотов, которые сегодня фактически вырваны из учебно-боевой деятельности ВВС, обошлась военному ведомству в не менее серьёзные суммы.

«Зато они демонстрируют всему миру высокий уровень нашей пилотажной школы, – сказал как-то знакомый авиатор, – а это престиж государства».

Мастерство наших пилотажников, конечно, не вызывает сомнений, только вот на фоне общей плачевной ситуации с подготовкой лётчиков ВВС России вся эта акробатика под восторженные крики зрителей напоминает пир во время чумы. В ВВС России вскоре фактически некому будет поднимать в воздух целые типы самолётов.

Обстановка с подготовкой лётчиков в ВВС сегодня действительно наталкивает на самые невесёлые выводы. Так, в 2008 году средний налёт в истребительной авиации составил около 50 часов. Тогда как в США нормальным годовым налётом считается 250–300 часов, во Франции – 200.

На некоторых типах самолётов, как мы говорили выше, вообще вскоре некому будет летать. Речь идёт, в частности, о скоростных высотных перехватчиках Миг-31. Как стало известно «Нашей Версии», в ВВС России сегодня осталось только два инструктора предпенсионного возраста, которые могут «вывозить» в небо строевых пилотов на Миг-31 и давать им допуски на выполнение всех видов полётов. Причём, поговаривают, даже у этих инструкторов истекли сроки допуска на такой вид подготовки, как дозаправка в воздухе. Чисто юридически получается, что дозаправку на Миг-31 сегодня в ВВС не может выполнить никто.

Командование ВВС пытается подсластить пилюлю, мол, недостаточный налёт можно компенсировать за счёт компьютерных тренажёров. Правда, в эффективность виртуальной подготовки верят не все.

«Даже будучи генерал-полковником, я летал 100–150 часов в год, – рассказывает Михаил Одинцов. – Сегодня самолёты и их вооружение другие и требования к подготовке лётчиков должны быть жёстче. На компьютере нормальному бою научить невозможно, пилот должен иметь реальное представление о машине и её возможностях. А когда средний налёт составляет 50 часов в год – это и комментировать не хочется».

В 2009 году случилась другая метаморфоза с подготовкой лётчиков для ВВС. Сегодня в России будущих пилотов для истребительной и бомбардировочной авиации готовит одно-единственное военное учебное заведение – Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков. Что примечательно, в 2009 году в вуз были зачислены… 30 курсантов-первокурсников. Как показывает практика, до выпуска в лётных училищах «доживают» не более двух третей от всего первоначального набора. Кого-то списывают по здоровью, кого-то отчисляют из-за плохой успеваемости. В итоге в 2014 году, когда, как обещают власти, на вооружение ВВС будет принят новый истребитель пятого поколения, на всю военную авиацию придётся два десятка молодых лётчиков. Хотя не факт, что даже для них к тому времени найдутся исправные самолёты.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.09.2009 13:09
Комментарии 0
Наверх