Версия // Общество // Почему миллиардные инвестиции в западные производства не приносят России никакого результата

Почему миллиардные инвестиции в западные производства не приносят России никакого результата

1726

Не трожь чужое!

Сколько ни собирай в России импортные машины, отечественному инновационному производству это на пользу не идёт Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В Россию, кажется, всё же придут передовые (или относительно передовые) западные технологии. К такому неожиданному итогу привела эпопея вокруг АвтоВАЗа, вступившая в новую стадию. Компания уже давно потратила выделенные ей государством из бюджета 25 млрд. рублей и теперь снова нуждается в деньгах, иначе обанкротится. Но дать предприятию умереть правительство по-прежнему не собирается. Оно в любом случае поможет, но на этот раз не будет брать на себя всю нагрузку. В правительстве поняли, что без новых технологий и срочного начала производства новой модели продажи АвтоВАЗ не вытянуть на безубыточный уровень. Личное вмешательство премьера Владимира Путина, вспомнившего о Renault, входящей в состав акционеров, принесёт не столько деньги, сколько хороший задел на будущее.

Компания в 2008 году купила за 1 млрд. долларов 25% акций предприятия (куда пошли эти средства, обществу внятно так и не объяснили). Было известно, что Renault должна была отдать (как выяснилось позже, продать за 220 млн. евро) платформу для Renault Logan. Но до последнего времени компания «сидела тихо»: у неё у самой проблемы с продажами и французское правительство также оказывало компании поддержку (у правительства Франции в Renault 15%). Оно, в свою очередь, не поймёт, как компания в этом случае будет помогать АвтоВАЗу.

Путина этот факт ничуть не смутил: «Или они будут участвовать дальше в финансировании предприятия, или мы должны будем с ними договариваться о соотношении долей». Премьер пояснил, что государство уже выделило первый транш помощи АвтоВАЗу (25 млрд. рублей): «И, по сути, защищая их (Renault) интересы, сделали это таким образом, чтобы не размывать их пакет».

По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, поддержка со стороны французской компании будет заключаться в предоставлении «самых передовых технологий». В Renault также подтверждают, что рассматривают такую возможность.

По словам Игоря Шувалова, французская компания сможет предоставить технологии российскому предприятию после проведения оценки их стоимости. По его словам, технологии будут оценены прозрачно, после чего могут быть переданы АвтоВАЗу. Затем на предприятии будет организовано производство новых моделей, в том числе с применением ноу-хау Renault.

Впрочем, Renault вряд ли проиграет. Французы до последнего времени собирались отдать АвтоВАЗу только платформу Renault Logan, который уже несколько лет выпускается в Румынии и России. Автомобиль, который должен был появиться в 2009 году, но из-за кризиса появится значительно позже, лишь незначительно будет отличаться от Logan и будет выпускаться под брендом Lada. Зато Renault сможет использовать возможности поставщиков АвтоВАЗа.

И хотя платформу Logan с натяжкой можно назвать самой передовой технологией, это будет уже второй опыт передачи российским предприятиям иностранного оборудования. Первый раз это случилось у ГАЗа, который фактически купил завод по производству Chrysler Sebring (сняли с производства в 2004 году), перенёс его в Россию и начал выпускать здесь Volga Siber. Но грянул кризис, и производство из-за отсутствия спроса пришлось остановить.

В прошлом году ГАЗ планировал собрать 10 тыс. Volga Siber, в этом – 45 тысяч. На деле

в 2008 году было собрано только 2 тыс. машин. А с марта 2009 года конвейер простаивает, и лишь в июне собрал несколько автомобилей по госзаказу.

Более успешно обстоят дела у Magna и Сбербанка. Как заявил на прошлой неделе глава российского банка Герман Греф, стороны в течение ближайших недель завершат сделку по покупке пакета акций Opel. Однако есть и неутешительная для ГАЗа новость. Сейчас в России рассматриваются пять площадок для выпуска автомобилей Opel. Как заявил Греф, помимо ГАЗа представители Magna уже посетили и ИжАвто, а сейчас изучают ещё три площадки, на которых можно разместить производство. Это российские активы GM (завод GM под Санкт-Петербургом и СП «GM-АвтоВАЗ»), а также производственные мощности компаний ТагАЗ и Sollers.

По теме

Magna ещё весной заявляла, что в случае проведения сделки планирует выпускать в России около 1 млн. автомобилей Opel в год. Мощности ГАЗа между тем ограничены выпуском только 180 тыс. автомобилей. Однако налаживание производства автомобилей Opel в России ещё не передача технологий.

Таким образом, главная цель российской стороны – доступ к передовым западным технологиям – снова скорее всего не будет достигнута. Ранее Герман Греф заявлял, что сделка будет бессмысленной для российской стороны, если в Россию не будет осуществлён импорт технологий. Российский банк – это финансовый инвестор, а в скором времени его доля в Opel может достаться российской группе ГАЗ. А если не группе ГАЗ, то, может, и АвтоВАЗу. Неопределённость пока царит вокруг обоих крупных российских автозаводов.

Аналогичная ситуация обстоит и со сделкой о покупке доли в европейском авиационном концерне EADS российским ВТБ. Напомним, что в 2006 году банк ВТБ купил 5% EADS на открытом рынке примерно за 1 млрд. долларов. Тогда основные акционеры аэрокосмического концерна холодно встретили нового собственника. После этого, в декабре 2007 года, пакет у ВТБ купил ВЭБ за 1,43 млрд. долларов. В России покупку называли победой и надеялись, что в страну вот-вот пойдут передовые достижения в области самолётостроения. В 2008 году госкорпорация планировала продать эти акции российской Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), однако этого не произошло. Как и увеличения участия российского капитала в европейском концерне.

Получение ОАК доли в EADS – практически единственная возможность получить доступ к секретам производства. Однако пока развитие дальнейшего сотрудничества заморожено. В сентябре 2008 года на инвестиционном форуме в Сочи российский премьер Владимир Путин заявил, что Внешэкономбанк может увеличить свою долю в EADS, которая сейчас равняется 5%. Тогда один из участников встречи Путина с французским коллегой Франсуа Фийоном заявил, что Путин обратился к Фийону с просьбой определиться, готовы ли европейцы видеть в российской стороне стратегического инвестора. Француз однозначно на вопрос отвечать не стал.

Это была уже не первая попытка. Владимир Путин в октябре 2006 года, ещё будучи президентом, уверял европейцев, что планов по недружественному поглощению концерна у российской стороны нет. Однако тогда европейцы были категорически против. EADS – нестандартное акционерное общество. Его устав написан таким образом, что, даже скупив 50% плюс одна акция на фондовом рынке, стать владельцем компании невозможно без согласия французского и германского правительств. Именно поэтому вопрос о вхождении России в EADS решается на уровне глав государств и правительств.

Впрочем, и передача 5% акций EADS для ОАК задерживается. По плану ВЭБ должен был оплатить допэмиссию ОАК деньгами, на которые российская авиакорпорация должна была выкупить 5-процентный пакет EADS. Переговоры затянулись из-за проблем со стоимостью акций EADS, которая упала в период кризиса.

Сегодня пакет ВЭБ в EADS планируется передать в управление специализированной инвестиционной дочерней компании «ВЭБ Капитал». Главная задача создаваемой структуры – капитализация полученных активов с целью последующей продажи на выгодных условиях.

Один из немногих положительных примеров сотрудничества российской компании с иностранной – покупка доли КамАЗа Mercedes. А в начале октября стороны заявили, что создают совместное предприятие «Мерседес-Бенц Тракс Восток», целью которого является применение на российских мощностях западных технологий, а также выпуск и продажа на отечественном рынке немецких грузовиков. Собирать машины будут на площадях КамАЗа. Правда, первое время грузовики будут собирать с помощью отвёрточной сборки, но впоследствии возможен переход и на производство полного цикла. Предположительно мощность завода составит 10 тыс. грузовиков в год.

Российская и немецкая стороны в ходе сотрудничества обменяются разработками, производственными технологиями и опытом в области реализации продукции, говорится в пресс-релизе КамАЗа. На базе дилерских и сервисных предприятий КамАЗа будет создана дополнительная сеть по сбыту Mercedes-Benz.

Позже КамАЗ может создать ещё одно СП, но уже с японцами. На российской территории могут начать сборку грузовиков марки Fuso ведущего азиатского производителя коммерческой техники Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation, 85% которого владеет Daimler. Переговоры по созданию «Фузо КамАЗ Тракс РУС» на паритетной основе завершатся до конца октября.

А в октябре КамАЗ – и ни где-нибудь, а в рабочем кабинете Владимира Путина в Белом доме – подписал соглашение с машиностроительным концерном Case New Holland (CNH), входящим в состав Fiat Group. Вместе с итальянцами автопроизводитель из Татарстана создаст СП для производства и реализации в России сельскохозяйственной и строительной техники. Соглашение в присутствии Путина подписывали глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов и глава Fiat Group Сержио Маркионе.

Новое СП, в котором стороны владеют равными долями, будет производить несколько моделей техники марки Case New Holland, в том числе сельскохозяйственные тракторы Т9040 и Т805, комбайны СХ7080 и экскаваторы-погрузчики LB115B. Планируется, что сборочные линии предприятия будут запущены уже в начале 2010 года, а выпускать оно будет до тысячи единиц техники в год. Сборку планируется организовать на производственной площадке КамАЗа в Набережных Челнах.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.11.2009 12:49
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх