// // Почему казаки, хлеставшие нагайками вышедших на акции протеста россиян, отделываются штрафами в 1000 рублей?

Почему казаки, хлеставшие нагайками вышедших на акции протеста россиян, отделываются штрафами в 1000 рублей?

2439

Они нам – не казаки

2
В разделе

Время словно сместилось на сто с лишним лет назад: 5 мая по спинам демонстрантов, вышедших на Пушкинскую площадь в Москве на акцию «Он нам не царь!», заходили казачьи нагайки.

Протестные акции, организованные сторонниками Алексея Навального, прошли 5 мая почти в 30 городах России под лозунгом «Он нам не царь!», и должны были продемонстрировать отношение оппозиционеров к инаугурации Владимира Путина, избранного на очередной президентский срок. В обеих столицах, Москве и Санкт-Петербурге, мероприятия не были согласованы с властями. Наводить порядок, помимо силовиков, которым это по роду службы положено, взялись еще и доброхоты-казаки. Или люди, называющие себя казаками (официально Центральное казачье войско от них отмежевалось).

«Казачьи общества (иные казачьи организации), а также представители так называемого «Национально-освободительного движения» для получения согласования на 5 мая публичных мероприятий в органы исполнительной власти Москвы не обращались, мероприятия не согласовывались». Это цитата из официального ответа департамента региональной безопасности и противодействия коррупции правительства Москвы на запрос Совета по правам человека при президенте РФ. И это, наверное, хорошая, обнадеживающая информация. Но она не снимает вопрос: а как вообще получается, что «урезонивать» не в ногу с властями шагающих граждан берутся непонятные, явно организованные и (до какой степени?) вооруженные группировки? В центре столицы, среди бела дня? Почему нет моментальной – и адекватной – реакции?

Штраф в 1000 рублей, выписанный одному из задержанных спустя несколько дней «казаков», можно вообще расценить как внятный сигнал: давай, мол, лупи и дальше, ничего тебе не будет.

Задержанный и позже оштрафованный 28-летний Евгений Федорченко называет себя казаком. На людях в камуфляже, которые разгоняли 5 мая собравшихся на Пушкинской площади, также была символика различных организаций, в названии которых так или иначе казаки фигурируют: «Центральное казачье войско» (ЦКВ), «Первая сводная офицерская пластунская сотня», «Крымский казачий полк». Представители Центрального казачьего войска, как уже выяснилось, не проявляли агрессии и не нападали на митингующих – но и не препятствовали своим... коллегам? побратимам? учить оппозицию уму-разуму. Полиция, довольно активно «вязавшая» участников митинга (в целом по Москве – около 700 задержанных) тоже предпочла «не увидеть» явного насилия со стороны людей в казачьей форме по отношению к оппозиционерам.

Не хочется особенно нагнетать, но отсутствие ясного ответа сверху (причем спустя уже 10 дней) заставляет задаться вопросом. Все ли помнят, что основной признак государства – это монопольное легитимное право на насилие? Определять, пускать ли в ход условную «нагайку», по чьей спине, с какой силой, может только государственная власть, действующая в рамках правового поля. В ином случае можно выпустить из бутылки не только настоящих или ряженых казаков, но и более опасных джиннов.

«Для Москвы невиданно было, чтобы какие-то люди, называющие себя "казаками", не имеющие на то никаких полномочий, в отличие от Росгвардии или сотрудников внутренних дел, избивали нагайками москвичей. Поэтому я потребовал созыва экстренного заседания совета по правам человека для обсуждения этого вопроса. Зачем нам это в нашем городе? Мы что, в ответ должны студенческие отряды самообороны созывать?»

По теме

Член президентского совета по правам человека Максим Шевченко

Молчание в верхах (напомним, со дня конфликта на Пушкинской площади прошло уже 10 дней) наводит на мысль о неявном одобрении (не потому ли процитированный выше Максим Шевченко предпочел выйти из СПЧ, что почувствовал бесперспективность своих усилий?). А слово «казаки» по-прежнему частит в новостях, по-разному обыгрываемое, превратившееся в предмет для информационных манипуляций. И вот уже сообщают, что на Кубани казачьи патрули решили останавливать прохожих для проверки их смартфонов «на благонадежность»: мол, нет ли в гаджете, не дай бог, попавшего в немилость Телеграма и не установлена ли программа для обхода блокировки?

Представители Кубанского казачьего войска новость опровергают: ничего такого не заявляли, «никаких задач по Телеграму в войске не ставилось», это поклеп и фейк. Но репутация казаков уже подмочена участием в разгоне митинга, и соответственно, как рядовому гражданину теперь разобраться: использует ли кто-то вброс о казаках и смартфонах для разжигания неприязни в обществе, или и вправду какой-то чрезмерно рьяный атаман решил выслужиться перед властями, теперь уже таким образом. Ведь никто не против.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.05.2018 13:00
Копировать текст статьи
Комментарии 1
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх